В арт-центр искусств Zuzeum (Рига, улица Лачплеша, 101) — большое событие, уже во время открытия вызвавшее невероятный отклик общественности. Здесь открылась персональная выставка весьма уважаемого в современных арт-кругах мира австрийского скульптора Эрвина Вурма, который и сам почтил открытие своим присутствием.
Для начала представим героя, который соединяет своё искусство скульптуры с перфомансом. В частности, многие представленные объекты предназначены для непосредственного тактильного контакта зрителей. Местами всё доведено до абсурда, что и требовалось доказать — мастер борется с культурой массового потребления, вовлекая публику в своеобразный аттракцион.
Эрвин Вурм считается одним из самых влиятельных европейских скульпторов последних десятилетий.
Он дважды участник Венецианской биеннале (для художника участие в ней всё равно, что для именитого кинорежиссёра — в кинофестивале в Каннах). Его персональные выставки проходили по всему миру, в том числе в Художественной галерее Ванкувера (2019), Музее изящных искусств Тайбэя (2020), Музее искусства Сувона (Республика Корея, 2022), Тель-Авивском музее изобразительных искусств (2023), Музее искусств SCAD (Саванна, США, 2024), скульптурном парке Йоркшира (Уэйкфилд, Великобритания, 2023) и музее Альбертина Модерн (Вена, 2024-2025), центре искусств Товада в Японии (2025), а также в мраморном дворце австрийского курорта в Бад-Ишле (2025). Живет и работает в Вене и Лимберге (Австрия).
Выставка «Как оно есть» объединяет произведения разных периодов, давая возможность познакомиться с характерным для творчества художника сочетанием фигуративности, философии и абсурда.
Название заимствовано из одноименного романа ирландского драматурга и нобелевского лауреата Сэмюэла Беккета, написанного в 1961 году. Но это — для знатоков. Если же углубиться в представленное творчество, что вот вам, например, скульптура «Как оно есть» (2024), одна из самых сложных работ художника. Она принадлежит к серии «Одноминутные скульптуры», начатой Вурмом в конце 1990-х.
В центре — «Жирный кабриолет» (2005), знаменитый комментарий к автомобильной культуре, в котором идея автомобиля как продолжения тела доводится до абсурда. Отражающая поверхность скульптуры делает ее жутковатым кривым зеркалом. В него можно смотреться, но трогать руками всё же не рекомендуется. Но есть пародия на «Мерседес», на который можно запросто присесть.
«Это уже не первая выставка в нашем арт-центре в рамках международного сотрудничества, — рассказала LSM+ директор Zuzeum Алёна Соловьёва. — Была выставка Донны Хуанки, например. У мецената Яниса Зузанса самая большая в мире частная коллекция латышских мастеров, но есть в коллекции и международные художники. И мы миксуем: показываем не только латвийское искусство, но и зарубежное, международное, которое уже является признанным в мире, является частью мировой истории искусства. И то, что в Латвию, как правило, не привозится и не показывается.
Мы даём возможность людям отправиться в путешествие, находясь в Риге, и при этом мы видим, как туристам тоже интересно приходить сюда и смотреть какие-то международные имена».
То есть, без преувеличения, всё на уровне музея современного искусства, как в Париже, Лондоне или Берлине. Пригласить в Ригу господина Вурма — большая удача, это результат работы кураторов арт-центра и лично Яниса Зузанса и его помощников.
«Это результат работы нашей команды, потому что у нас уже накопился багаж контактов. И мы начали переговоры с Вурмом и предложили сделать выставку, потому что не так давно, в прошлом году, у Эрвина в честь его семидесятилетия была выставка в знаменитом венском музее Albertina. И представленная сейчас в Риге частично была показана там. Увидев те работы, мы подумали, что для нашего пространства они идеально подходят, потому что не в каждом музее, арт-центре есть такие высокие потолки и такая большая выставочная площадь. Как правило, проблема классических музеев – это низкие потолки, узкие стены. И масштабное искусство сложно выставить. А у нас есть вот этот размах и возможность показывать».
Отдельная история, как эти произведения искусства транспортировали в латвийскую столицу — тот же «Жирный кабриолет», который весит 800 килограмм.
Есть специальная транспортная компания, которая занимается перевозкой искусства и обеспечивает его защиту и сохранность. С домкратами и специальными мини-тракторами спускали кабриолет, распаковывали.
«У Вурма есть его знаменитая серия, которую он начал где-то двадцать лет назад, “Одноминутная скульптура”. Это история про то, что человек может стать продолжением скульптуры. Это размышление о том, что является скульптурой сейчас и как отличить какой-то повседневный объект в нашем городском поле от скульптурного объекта. И он эти рамки расширяет, размышляя и предлагая нам стать при этом соавтором перформанса. Например, огромная фуражка полицейская. И под неё можно залезть. Отец Вурма был полицейским и это его такое детское воспоминание…»
В экспозиции также представлены «Плоские скульптуры» — акриловые картины, исследующие типографику граффити и объем написанного. В серии «Атаки» (2021–2022) текст, интерьер и действие соединяются в ироничных сценах, где жилища ключевых немецких философов (Мартина Хайдеггера, Карла Маркса) разрушаются банальными продуктами. Самая новая серия работ, «Суррогаты» (2024), продолжает давний интерес Вурма к одежде как к объему.
Открыто до 14 сентября.
