Приподнятое одно стекло в солнечных очках, бандана и несколько пиратский вид — это художник Станислав Лишанский. Киевлянин, волею случая, с началом военных событий, оказавшийся в Риге, стал беженцем. И уже в достаточно зрелом возрасте начал жизнь заново. Но, по счастью, главное с ним — умение создавать абсолютно магические картины, которые сейчас выставлены в театральном пространстве Oratorio в творческом квартале Sporta 2.
— Я вот задаю всем художникам вроде дурацкий вопрос, но он очень важный. У вашей выставки какое название? И главное — почему такое?
— Название выставки «Дороги, которые мы выбираем», это небольшой оммаж к соответствующему рассказу О. Генри, он имеет не прямое отношение, а косвенное. А почему «Дороги»? Потому что тема пути, который выбирает человек, постоянно занимает моё внимание, а пути бывают разные. Один течёт, как эмбиентный такой поток, спокойная вода, легко увлекающая за собой. А может быть, это дорога из жёлтого кирпича? Тогда теоретически, возможно, она приводит в страну Оз, хотя не факт. И не факт, что страна Оз – это место благоденствия.
— Уже вторая отсылка к литературе — к «Удивительному волшебнику из страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума…
— А у меня постоянно отсылки, либо к музыке, либо к литературе. Просто это ассоциативный ряд, который зачастую оказывается в сознании и связан неразрывно.
Так вот, а третий путь — он уводит в темноту. Хорошо это или плохо? И светит фонарь. И как? Остановиться под фонарём? Или всё-таки идти дальше во тьму, полагая, что тьма – это не ад, а просто неизвестность? А под лежачий камень вода не течёт. И, следовательно, надо идти дальше. Но выбор остаётся – остановиться под фонарём или идти дальше? Выбрать спокойное течение или полуразрушенную дорогу из жёлтого кирпича? Исходя из реалий XXI века, приходится признать, что дорога эта полуразрушенная.
— Но вы и тем, и тем путём явно идёте.
— Я не останавливаюсь на одном варианте пути. Я выбираю разные. И в зависимости от моего настроения, моего драйва, я сегодня выберу один путь, завтра я буду продолжать, но уже немножко под другим знаком пути. Например, знак, как на одной из моих картин — бумажный самолётик, простой бумажный самолётик, он летит над утренним городом. Это тема лёгкости, это тема сна, и бессонницы тоже. Но над старым городом скрещиваются инверсионные линии лайнеров. И они превращаются в рисунок. И этот рисунок в какой-то момент у меня в полусне, в полуяви превращается в этот самолётик, поднимающийся над городом. Само по себе это красиво. И дальше тема развивается в какие-то перевёртыши.
Качели в лесу могут привести к вопросу, это они заслоняют свет или этот свет катается на качелях? Но это уже другая тема. И, в принципе, тема движения, тема некоего превращения.
— Почему зал OratoriO?
— Это хороший зал, хорошее место, там и музыкальные спектакли, и драматические показывают. Тут встретились два одиночества в каком-то смысле, потому что у моих знакомых, которые субарендаторы помещения, оказался мой каталог работ. Классный каталог, красивый. И они показали этот каталог хозяйке OratoriO Резии Калнине, она заинтересовалась. Вот почему два одиночества и встретились, потому что у меня первичное образование — «художник-технолог, постановочная часть театра».
Я же театральный институт заканчивал. И у меня глаз немножко затёртый, замыленный, поэтому, я полагаюсь на слова зрителей, а они говорят о том, что мое театральное прошлое сильно отражается в моих работах. Они в известном смысле театрализованы, эти работы. Они могут быть как задник сцены, они могут быть как оформление, они могут быть как кулиса, они могут быть самостоятельной картиной. Они всем этим могут быть. А Резия, в свою очередь, будучи художественным руководителем, старается подбирать работы под репертуар. Под настроение.
— Вы давно в Риге?
— Три года. Сами понимаете, почему. Я сам киевлянин, но так получилось, что в тот момент оказался в России. И я понял, что мне надо конкретно валить, и я конкретно свалил. Это отдельная история, что там творилось на границе… Я оказался в Латвии в качестве беженца. Хотя, в принципе, меня всё время дергало по дороге доехать до украинской границы и идти в Добробат. Но я слепой на один глаз полностью, а второй работает только в очках. Ну, и солдат из меня, как из коровьего хвоста сито. Нет, ну, в качестве прикрывающего отход на один бой хватило бы. Вот, буквально на один бой до первой пули, потому что меня противник заметит раньше, чем я его. Тут проблема.
Ну, вот так я оказался в Риге. Поскольку я в Риге поселился весной, у меня было время чем позаниматься. Поэтому зимой в декабре открылась моя первая выставка в Риге, потому что летом и осенью я просто рисовал сидел. Ну, а дальше вот как-то так уже сложилось и пошло-поехало. То выставка в Риге, то выставка в Таллине. Вот сейчас открылась вторая выставка в Риге. Не рисовать я не могу. Всё, что у меня от зрения осталось, я туда и использую.
— Что даёт вам надежду жить? Хотя глаза у вас плохо видят, в них виден определённый озорной свет…
— Ну, во-первых, у меня нет выбора. Сидеть в депрессии для того, чтобы однажды выйти из окна, это не вариант. Значит, надо поддерживать в себе какое-то настроение. А что мне дает оптимизм в отношении окончания войны? Да, я знаю, чем она закончится.
— Так-так-так…
— Никто окончанию рад не будет, ни та, ни эта сторона, в любом случае. Это понятно. Но мой оптимизм подсказывает, что я вернусь домой, я буду заниматься своими делами. Но что делать дальше, после того как я вернусь, я точно не знаю. Но, в конце концов, у меня границы не закрыты. Куда захочу, туда и поеду. В любом случае, свобода передвижения лично мне будет гарантирована. Хорошо груши околачивать и вообще ничего не делать, но я могу себе позволить рисовать. Если я себе это позволяю, почему не претворять в жизнь?
— Как говорил Конфуций, найди дело по душе и будешь счастлив.
— Это очень точно, кстати.
После этого к беседе присоединился Герман Беркович, директор Art Studio #1, в которой и происходил разговор.
— Станислав Лишанский — украинский художник, киевлянин, беженец. Я, наверное, одним из первых рижан с ним познакомился благодаря моему племяннику. И, узнав, что Станислав художник, позвонил мне сразу и сказал, может быть, тебе будет интересно встретиться с этим человеком. Мне действительно было очень интересно с ним встретиться. Никто сейчас не может сказать, как сложится дальнейшая его творческая судьба, но то время, что он провёл в Риге, он уже себя зафиксировал в рижской выставочной истории. Его работы, безусловно, как ученика совершенно иной художественной школы, абсолютно отличаются от латышской школы живописи, графики, отличаются не только чисто визуальным восприятием, они ещё и глубоко философичны. И каждую работу Станислава, если, так сказать, обладаешь широким воображением, ты можешь объяснить сам. Если ты не можешь что-то понять сам, он всегда с удовольствием объяснит. И оказывается, что в них настолько большая философская глубина, что начинаешь смотреть на эти работы совершенно по-другому.
Я хочу пожелать Станиславу, во-первых, прежде всего, победы его родины в кровавой войне с фашистской Россией, а во-вторых, чтобы его жизнь и судьба сложились благополучно. Он человек самодостаточный, он как бы себя всем обеспечит, но хочется ещё немножечко счастья и сил от каких-то независимых от нас обстоятельств, чтобы всё в его жизни и дальнейшей судьбе сложилось хорошо.
ПЕРСОНА
Станислав Лишанский. Родился в 1967 году в Киеве. Образование: 1985 — 1989 — школа-Студия (ВУЗ) им. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького (постановочный факультет, художник-технолог). Основная деятельность: живопись, графика, инсталляция. Второе образование: среднее специальное, медицинское. Другая деятельность: периодические публикации на искусствоведческие и культурологические темы. Нетрадиционная медицина, исследования в области биоэнергетики.
Выставки:
1. Участие в коллективной выставке в галерее Малая Грузинская; 1993 г., Москва.
2. Постоянное участие в коллективных сезонных выставках Инкубатора Живописи, 1991-94гг, Москва.
3. Персональная выставка в галерее Виктория, 1995, Киев.
4. Участие в коллективной выставке-проекте Генеалогия Цвета, Национальный Художественный музей, 1999, Киев.
5. Участие в проекте Дни Украины в Германии. Украинская современная живопись, ноябрь 2000, Берлин.
6. Участие в 3-м Международном Форуме художников, 2001, Магдебург.
7. Персональная выставка в галерее Дiм Миколи, 2002, Киев.
8. Проект Ангелы Той Эпохи в Доме Актера, 2011, Киев.
9. Коллективная выставка в галерее «Аркадия», 2012, Киев.
10. Участие в коллективной выставке в New Gallery, 2014, Киев.
11. Серия персональных выставок в научной Библиотеке им. М.Максимовича Киевского Национального университета имени Т.Г.Шевченко, 2015-2017, Киев.
12. Персональная выставка в галерее ELKOR, 2022, Рига.
13. Персональная выставка в Tauno Kangro SkulptuuriGalerii, 2024, Таллин.
