Русский
php

Все о латвийском джазе в одной книге: интервью с Индрикисом Вейтнером

Lasīt latviski

В передаче Latvijas radio «Джазовые импрессии» автор и главный составитель книги Индрикис Вейтнерс рассказывает о своей мотивации к созданию издания, практических аспектах работы и о том, насколько важно сохранять музыку, сформировавшую особое звучание латвийского джаза.

От нелегальных нотных сборников к мировым джазовым антологиям

(в буквальном переводе с английского — «настоящая книга») — термин, хорошо известный всем джазовым музыкантам. Это нотный сборник джазовых стандартов. Истоки уходят в 1970-е годы, когда его создали два студента Музыкального колледжа Беркли.

«Джазовых тем и авторов невероятно много. Издать их легально в одном сборнике практически невозможно — тогда такое издание стоило бы около миллиона.

С давних времtн среди музыкантов циркулировали подобные книги, и раньше их называли , потому что они были нелегальными», — объясняет джазовый музыкант и главный составитель издания Индрикис Вейтнерс.

Поскольку джазовых стандартов чрезвычайно много и запомнить их все невозможно, проблему решили с помощью издания . Джаз зародился в США, поэтому там было выпущено множество таких книг, но со временем стали создавать и в других странах.
«Например, издан . Есть и национальные . В Литве есть небольшая, симпатичная книга — “От блюза до сутартинес”, где собраны самые разные литовские джазовые темы. У эстонцев вообще уже изданы две такие книги — они, как всегда, немного впереди», — рассказывает Вейтнерс.

Почему появилась латвийская джазовая ?

Идея создать такую книгу в Латвии созревала постепенно. Основная мотивация возникла во время работы со студентами в Латвийской музыкальной академии имени Язепа Витолса.

Работая со студентами, я понял, что ноты просто недоступны, а иногда нет даже записей известных тем прошлых лет. И вдруг осознал, что у меня на компьютере есть целая папка с этими темами

— потому что я участвовал в разных проектах и всегда аккуратно сохранял материал», — рассказывает заведующий кафедрой джазовой музыки JVLMA.

Сначала он использовал сохраненные темы в учебной работе, но в какой-то момент стало ясно, что нужно делать нечто большее. В процессе создания книги участвовали и студенты академии — сохраняя материал, они одновременно изучали историю латвийского джаза.

Книга тем как антология латвийского джаза

В издании представлены 86 авторов, от каждого выбрано по одному произведению. Таким образом, нотный сборник не только позволяет познакомиться с этой музыкой и шире ее исполнять, но и служит антологией латвийского джаза и историческим обзором  от 1950-х годов до наших дней.

В латвийском джазе удивительно много прекрасной музыки, и ее нужно играть. Это наша музыка, оригинальная и качественная.

Я считаю, что появление  этого издания — чрезвычайно важное событие, потому что мы наконец видим музыкальную картину целиком.
86 авторов, 86 тем — это доказательство того, что у латвийских джазовых композиторов нет никаких причин для комплекса неполноценности. Нужно просто немного покопаться и играть», — подчеркивает Вейтнерс.

Хотя у некоторых авторов, например у Гунара Розенберга, существует огромное количество тем, концепция книги предполагала выбор только одной от каждого.
«Мы сознательно создавали эту книгу как антологию латвийского джаза и старались включить как можно больше исторически значимых имен», — отмечает составитель.

Отбор тем, процесс и выводы

Вейтнерс рассказывает, что значительная часть тем была транскрибирована с аудиозаписей, поскольку в нотном виде они не существовали или не сохранились. Один из печальных выводов, к которым он пришел, — джазовые записи прошлого века сегодня труднодоступны, и многие из них уцелели совершенно случайно.

Современных музыкантов попросили самостоятельно выбрать произведение из своего творчества для включения в сборник. Говоря вновь о Гунаре Розенберге, Вейтнерс с улыбкой признается, что в этом случае позволил себе субъективность:
«Раз уж я один из главных редакторов книги, то выбрал то, что мне самому хотелось в ней видеть».

Нет будущего без прошлого

Издание стало значимым событием для латвийской джазовой сцены. Первый шаг сделан, но история латвийского джаза по-прежнему остается обширным полем для исследований.

Если что-то недоступно, оно уходит в забвение. Никто другой за нас не будет хранить эту традицию.

Погружаясь в эту тему, чувствуешь огромное уважение к тем людям, которые, несмотря на обстоятельства и политику, делали своё дело — и делали его очень хорошо. Они посвятили этому всю жизнь, и забыть это было бы непростительной легкомысленностью и неуважением. Без них нас бы здесь не было.
Этот музыкальный сборник формирует понимание об особом звучании латвийского джаза, который постоянно развивается. Это живой процесс, а ни один такой процесс не может существовать без предшествующего — потому что будущего не бывает без прошлого», — подчеркивает Индрикис Вейтнерс.