«У бабушки были «Протоколы сионских мудрецов», пропагандистская антисемитская книжка, изданная в начале ХХ века, при Николае Втором. И там было написано, что есть некая мафия, что они хотят завоевать Россию. Вот это «жидомасонство»… Лучшая реклама — это антиреклама!»
О них ходят легенды — от мирового правительства до всевидящего ока на долларовой купюре. Но если убрать мифы, останется совсем другая история. Масонство выросло из средневековых цехов каменщиков — тех самых мастеров, которые строили соборы и крепости по всей Европе. Со временем практические артели превратились в клубы мыслителей: в XVIII веке туда стали принимать не рабочих, а ученых, врачей, торговцев, людей, интересующихся философией и наукой.
В ту эпоху свободные дискуссии могли стоить карьеры — а иногда и жизни. Поэтому масоны ввели шифры, символы и ритуалы, которые и по сей день будоражат фантазию. Традиционные циркуль и угольник — напоминание о корнях, метафора: человек должен «строить» себя так же точно, как мастер создает каменное здание. Так что никакой мистики — просто клуб по саморазвитию.
«Важная история в мифах о масонстве — не непосредственное влияние на социум, а влияние через саморазвитие. То есть ты должен развить себя, а потом должен составить из себя уже какой-то храм, да? То есть, как говорится в масонском ритуале, что нам нужны камни для постройки храма. А камни — это люди. То есть мы строим как бы храм, допустим, говорят масоны — с помощью самосовершенствования. Мы не не то чтобы непосредственно влияем на социум — мы просто воспитываем человека, а потом человек этот делает гармоничное общество. Сначала гармония внутри, потом гармония снаружи.
Вот у нас есть, например, меч, который относится к парацельскому обществу. Очень до сих пор неизвестные розенкрейцеровские ответвления по Германии. Именно XVIII век. Тут есть фраза Парацельса, что “никто не может принадлежать кому-то, пока не принадлежит себе”. То есть ты должен сначала понять себя, потом уже получится гармоничный мир. Потому что непосредственно влиять на социум как сверху невозможно — только снизу, изнутри. Вот в этом — масонство».
В гостиной у Константина — больше двух тысяч предметов, связанных с масонством. И эту внушительную коллекцию он собрал всего за восемь лет — в основном на онлайн-аукционах.
«Ловлю вещи, которые очень не замечены другими. Получается, например, вот это — конституция ложи Редъярда Киплинга 1921 года, первая сделана во Франции, потом они сделали в Англии конституцию. Существующая до сих пор, эта ложа не знала, что у нее есть эта первая конституция! Я ее купил на eBay за 50 евро. Она будет стоить тысяч пять-десять в евро в зависимости от возможности продажи, но мы не продаем вещи. А вот этот манускрипт отсылает нас к самой интересной для меня теме, к корням масонства, да, к христианской Каббале — это рука, скорее всего, Семена Гамалеи. 1786-87 года примерно работа, где порядка полутора сотен, ближе к двум сотням страниц именно рукописи и очень тонкой графики. Похожая рукопись с теми же примерно картинками на английском языке в количестве 20-50 страниц, была продана за 50 тысяч в Нью-Йорке буквально месяца два назад».
Аукционы — это всегда удача. И Константину везет. В его собрании немало настоящих жемчужин, которым завидуют коллекционеры по всему миру.
«Например, у нас есть фартук, в в котором (или просто владелец которого), масон, впервые озвучил публично Декларацию ло независимости США в 1776 году в гороже Олбани, штат Нью-Йорк. Он вышел и озвучил декларацию США как чиновник. Он был в этой самой древней ложе штата Нью-Йорк. И это — самый старый масонский фартук в истории штата Нью-Йорк. Вот мы его поймали на аукционе, из-за чего даже американские братья очень расстроились, конечно».Первый президент США Джордж Вашингтон, философ Вольтер, композитор Моцарт, писатель Пруст, премьер-министр Уинстон Черчилль — лишь малая часть известных масонов. В коллекции Константина — предметы, связанные и с другими громкими именами.
«У меня достаточно много документов, подписанных Гарри Труманом. Это именно из масонских его документов письмо. Поздравление и сообщение, что он не сможет приехать. Письмо достаточно посредственное — но интересно, что мы видим, как Труман участвует в масонских процессах. У меня достаточно много его писем. Или вот, например, диплом, подписанный Гарри Труманом в качестве мастера и в качестве члена , что называется, в тридцать третьем градусе».
Особую ценность для него представляют артефакты, которые проливают свет на масонские ритуалы. Они — сердце братства и источник бесконечных мифов. Нет, здесь никто не режет ягнят и не сжигает лягушек. Мистика существует только в народном воображении.
«Это ритуал, связанный с работой каменщиков. То есть там примерно воссоздается обстановка, то, что ложа фактически — это такая планерка, рабочий вагончик, где хранятся инструменты и где происходит планирование работ. Ты приходишь на работу утром, что-то там рассказывается, делается, планируется — потом закрываются работы, вечер, всё, пошел спать. То есть примерно первые три процента — это именно работы каменщика. Которые являются метафорой про устройство мира, про строительство храма и так далее. А высшие градусы — уже более мистические, но они именно связаны с христианской мистикой».
Константин сам — масон. Многие уверены, что говорить о своей принадлежности запрещено. Но это миф: нельзя раскрывать других членов братства, а о себе говорить можно. Масонство сильно изменило его жизнь.
«После того как я сюда приехал и открыл вот этот масонский проект, начал собирать коллекцию — это стало больше работой вовне. Раньше я, может быть, писал что-то, максимум это был двухмерный мир — а сейчас я делаю 3D, мир трехмерный, вот этот музей, который уже предметный. То есть сейчас я взял ответственность за некоторые предметы на себя. Раньше была ответственность только на мне, за себя. Ну и за семью у меня появилась здесь семья и родился ребенок. Вот три с половиной года девочке — поэтому, да, не знаю, как это связано, но изменения какие-то очевидны».
И в какой-то момент Константин решился на самое смелое — создать музей. Первый музей истории масонства в Латвии. Скоро вся его коллекция переедет в новое пространство на улице Базницас.
«Это вот помещение нашего Музея истории масонства по адресу Базницас, 7, который мы строили 5 лет — и сейчас мы находимся на финальном этапе. Привозим сюда мебель, размещаем и скоро заклеим эту мебель внутри такими специальными паспарту и будем размещать объекты. Вот этот вход, здесь 300 кв. метров. Именно экспозиция будет, большое помещение. Было очень сложно, конечно — очень сложная вентиляция, очень сложная! Просто вот именно помещение, которое мы сделали подходящим для музея — с постоянной влажностью, постоянным притоком воздуха».
Первый зал будет посвящен знаменитым масонам. Второй — истории латвийского масонства. Отдельные залы расскажут о президентских и королевских ложах, об истоках движения. Один из самых интересных залов — ритуальный
«Мы не можем показывать целиком ритуал масонский. Ну, какие-то фрагменты будут здесь на проекторе. И вот само помещение ритуальной комнаты тоже будет, соответственно, обставлено. Будет понятно, как это происходит, да? То есть — нельзя показывать ритуал, нельзя! Ну, какие-то кусочки. И я просто посмотрел в других музеях, я посмотрел в музее Англии масонском — да, там ритуальная комната показана в открытом доступе. То есть как это все стоит, посмотреть можно, какие-то кусочки можно посмотреть — но целиком… В этом главный секрет масонства на самом деле: что будет неинтересно потом, если ты все знаешь! Инициация, именно посвящение в масонство предполагает некоторые неожиданности, так ведь? Ты должен бояться, волноваться — это эмоциональное такое упражнение».
Дальше — история современного масонства в Латвии, зал орденов и отдельное пространство, посвященное мифам и слухам. Всего семь помещений, которые уже готовы принять все 2000 экспонатов из гостиной Константина. Открытие музея запланировано на начало 2026 года.