Скорбная весть пришла из Вены: там в возрасте пятидесяти лет скончалась Марта Судраба, замечательная латвийская виолончелистка, работавшая во всемирно известном камерном ансамбле Kremerata Baltica со времени его основания, а затем и в легендарном Венском филармоническом оркестре.
Известие подтвердила LSM+ и директор оркестра Kremerata Baltica, музыковед Ингрида Земзаре. Марта ушла из жизни после тяжёлой болезни, от той же, что и её мама Лия Судраба, в 1970-90-е работавшая в Латвийской опере виолончелисткой и преподавателем в музыкальных школах Риги.
Марта училась у своей мамы, в музыкальной школе имени Эмиля Дарзиня, а затем в Латвийской Музыкальной академии имени Язепа Витолса, которую окончила в 1997-м. В нашей академии была ученицей выдающейся виолончелистки Элеоноры Тестелец (по счастью, Элеонора здравствует, ей 87 лет). Госпожа Тестелец являлась ученицей великого Мстислава Ростроповича, так что Марта по музыкальной линии считалась Ростроповича, перенявшая великую школу по наследию. И эта школа отразилась на всей её судьбе, которая оказалась достаточно короткой, но насыщенной.
С 1997 по 1998 год училась в Лондоне, в 2000 году получила степень магистра в Базельской музыкальной академии. В 1997 году начала играть на виолончели в камерном оркестре Kremerata Baltica, являлась концертмейстером группы виолончелистов. В 1998 году вошла в состав трио Kremerata Baltica и с руководителем оркестра, уроженцем Риги, выдающимся скрипачом Гидоном Кремером объездила весь мир. В 2007 году выпустила сольный альбом Ex Animo.
В 2009 году достигла музыкальной вершины — стала виолончелисткой Венского филармонического оркестра и с тех пор до самой смерти жила в столице Австрии. Была замужем за австрийским скрипачом, с ним остался сын Марты.
«Соболезнования Кристапу, Себастьяну и всем коллегам оркестра Kremerata Baltica, которые любили Марту и для которых её энергия и прямота были ориентиром в жизни. Пусть ей сияет вечный свет. Дорогая, дорогая Марта…» — сообщает госпожа Земзаре.
На уход Марты Судрабы откликнулась и директор концертного агентства «Фонд Германа Брауна» Инна Давыдова.
«Господи, горе какое… Я последние несколько дней всё время о ней вспоминала… Яркая, элегантная, талантливая, с чудесной «перчинкой»… Глубокие соболезнования близким… Всегда буду помнить… Глубокие соболезнования родным и близким».
