Вход на вечер был свободным, и собралось столько слушателей, что пришлось разыскивать дополнительные кресла. Играли ученицы Варвары — Екатерина Суворова, Инита Нейланде, Андра Бисиниеце.
«Варвара Львовна Качалова была очень добра ко мне, когда я еще только начинал свои первые шаги в музыке, учился в первом классе музыкальной школы Дарзиня, — рассказал LSM+ участник вечера Андрей Осокин. — Я часто вечерами приходил к ней в её гостеприимный дом, где была она, её сестра, мы вели беседы о музыке, я играл какие-то пьесы, которые выучил. Вот таким образом они и их гости наблюдали за моим развитием в течение многих лет. Наши разговоры становились все более и более глубокими и разнообразными, мы говорили и о трагизме и радости в музыке Моцарта, и о светлой, изящной религиозности Баха, и о романтических порывах в музыке Шопена и Шумана.
Именно поэтому на концерте памяти Варвары Львовны Качаловой я играл произведения Шумана, Шопена и Баха, которые были так ей близки. Безусловно, нужно отметить огромную теплоту и щедрость этой семьи, которые так поддержали меня, совершенно маленького мальчика, и с таким вниманием следили за моим музыкальным развитием, давали ценные советы и разговаривали со мной совершенно как и с взрослым, состоявшимся музыкантом, что, конечно, очень способствовало музыкальному развитию и тому интересу и радости, которые я нахожу в музыке каждый день. Так что я бесконечно благодарен Варваре Львовне и думаю, что так же как у её учеников по арфе и коллег по оркестру, у нас о ней сохраняются самые светлые и добрые воспоминания».
Варвара была дамой будто из XIX века! Интеллигентной, доброжелательной и при этом весьма скромной. Оказалось, что она и её сестра — потомки старинного русского дворянского рода. Дед был губернатором Архангельска и основателем и первым ректором Электротехнического университета в Санкт-Петербурге, его портрет всегда висел в квартире Качаловых на рижской улице Блауманя. А прадед руководил таможней Российской Империи, построил семейную усадьбу Хвалевское под Вологдой, там сейчас музей.
Она родилась в Риге в 1930-м, знала не только латышский (в конце жизни, оказывается, Варвара написала на латышском книгу для детей Jautrā ābece, то есть «Веселая азбука»), но и немецкий и французский. В 1940-41 годах училась в Латвийской консерватории, с отличием окончила сначала музыкальное училище, а затем и консерваторию по классу арфы. Работала в оркестре Латвийского театра оперы и балета с 1957-го.
Вообще, семья была уникальной. Брат Варвары Николай (1911–1997) — композитор и главный органист Рижского Домского собора, сестра Ольга (1916–1988) — профессор биологии, сестра Мария — художественный критик, бывшая сотрудница музея зарубежного искусства Латвии и руководительница православного хора. Навсегда ушедшая эпоха…
