По его мнению, главное событие этого года — не отставка главы Офиса президента Андрея Ермака, а коррупционный скандал «Миндичгейт», который раскрыл масштабную схему в сфере энергетики, связанную с высокопоставленными чиновниками.
Как пояснил Евгений Магда, «Миндичгейт» имеет гораздо более серьезные последствия, чем отставка Ермака, причем не только внутри Украины, но и вне, в том числе из-за отсутствия «адекватной реакции» украинских властей.
«Такая вопиющая коррупция во время войны, которую можно назвать мародерством, будет иметь последствия для наших западных партнеров. Многие из них, если не потеряют власть, то будут иметь проблемы с тем, чтобы ее удержать. Потому что, поставив на Украину, они так или иначе ассоциируют себя с ней», — пояснил политолог.
С другой стороны, главные события войны происходят именно на поле боя, и вряд ли кто-то ожидал, что война продлится так долго — уже более 40 месяцев, отметил Магда.
«Украина сопротивляется, Украина страдает от нехватки электроэнергии, порой — от нехватки тепла, но продолжает бороться. И это хорошая новость для всех европейцев. Потому что именно Украина является последним рыцарем Европы».
Отношения Европы и Украины Магда сравнивает с «браком по расчету», ведь, несмотря на то, что «Миндичгейт» подорвал доверие союзников к Украине, в интересах Европы — продолжать помогать. «Потому что крах Украины для ЕС стал бы трагедией. Ведь тогда Россия не просто будет готова к агрессии, а выйдет на границы ЕС, усилившись за счет украинского потенциала».
Политолог считает, что РФ представляет прямую угрозу, в частности, для стран Балтии. «Весь Балто-Черноморский регион должен жить как на иголках. (…) Те, кто пытается понравиться Кремлю, сняв в своих государствах украинские флаги, — они вряд ли добьются своего. Дело в том, что у Путина, как по мне, очень велик соблазн проверить обороноспособность НАТО и способность НАТО выполнять 5-ю статью Вашингтонского договора. Я не уверен, что Соединенные Штаты будут ее выполнять», — отметил Магда. Он не уверен, что все страны ЕС готовы к агрессии со стороны РФ, поэтому важно транслировать украинский опыт и выделять средства на оборону.
«Европа должна сделать простой выбор. Либо сейчас готовиться к войне. Либо пожинать последствия своей неготовности. К сожалению, это человеческие жертвы и территориальные потери».
Говоря о возможности выборов в Украине во время войны, Магда признал, что слабо представляет, как это можно сделать технически, а прекращение огня на время выборов может не пойти на пользу государству. «Боюсь, что приостановка боевых действий как залог проведения выборов приведет к исчезновению общего врага, и тогда нам действительно будет сложно».
При этом Магда не считает, что Владимир Зеленский мог бы быть переизбран на демократических выборах. С другой стороны, Россия имеет «хорошо отточенное электоральное оружие», чего не понимает Запад, в частности президент США Дональд Трамп, который давит на Киев по поводу проведения выборов, тем самым выполняя прихоть Кремля, говорит Магда.
Говоря об ожиданиях от 2026 года, политолог сказал, что хотел бы, как и все украинцы, окончания войны, «но не на российских условиях, даже если они продиктованы Дональдом Трампом».
«Мы слишком хорошо видим, к чему может привести то, что кто-то верит России. (…) Нам нужно продолжать бороться. Это сложно. Но только тот, кто борется, может надеяться на победу», — подытожил директор Института мировой политики.
