Русский
php

«Тепер — в Латвії». Артем из Харькова учит баскетболу латышских и украинских детей 

«Моя работа дает мне крылья и энергию! Взаимодействие с молодыми обогащает в этом плане. Но нужно им отдавать себя, а не за их счет зарабатывать какие-то свои достижения», — говорит Артем Тиняков. Он отец троих детей и из своих 45 лет уже 25 тренирует баскетболистов.

● Это — авторская русская версия текста.
Авторську версію українською можна прочитати тут.
Tulkojums latviski pieejams šeit.

В 2014 году он создал первую баскетбольную школу, где занималось более двухсот детей. Когда началась «большая» война, с ним в Валку приехали 45 его подопечных из Харькова: «Вы бы видели как я их собирал! Звонил, говорил что есть куда выехать. А они кто — где: один в подвале сидит, второй в метро, третий успел в другой город уехать! Так и собирал детей».

Ставьте плюсики, кто едет в Латвию!

Ехали, продолжает Артем, сами не знали куда: «Нужно было всех детей вывезти. Ну, просто понимали, что — Латвия, и все. А так я и карту не открывал, и не смотрел, где этот город находится». 

Делится подробностями: «Когда война началась, главный тренер украинской национальной сборной по баскетболу Айнарс Багатскис начал работу над тем, чтобы вывезти детей-баскетболистов в безопасные места.

Задумка была такая — устроить временные баскетбольные лагеря в Латвии,

где дети могли бы продолжать заниматься». 

Пока Айнарс и тренеры сборной Украины этим занимались, Артем в Харькове держал связь с детьми из своей школы: «Позвонил тренерам национальной сборной, спросил, сможем ли вывезти ребят из Харькова, из-под ракет. Сказали — дай два часа. Перезванивают — есть возможность вывезти 40 детей. Поедешь? Я отвечаю “конечно, поеду”, а сам пишу в общий чат — “Быстро ставьте плюсики, кто едет в Латвию!”»

Больше он всего переживал из-за того, что с детьми могут сделать в оккупации. Страшно было и за парней, и за девочек: «У меня самого две дочери. Это могло быть очень тяжелым, невыносимым испытанием, если бы не дай Бог… историй ведь много» 

В Валке нас ждали

Детей приняли в Валке. Это целая отдельная история добра, в которой участвовали и продолжают участвовать хорошие люди, говорит Артем.

В Латвии организовали 10 лагерей, где могли принять детей-баскетболистов, один из них в Валке: «Как нас хорошо приняли! Знаете, как это чувствуется — когда тебя по-настоящему ждут? А мы же в дороге уже начали думать — куда едем, что у нас там будет? А попали в среду позитивно настроенных людей.

Мы столько энергии сберегли, потому что увидели — мы здесь нужны,

и моя семья нужна, и увидели реальные шаги помощи. Теперь стараемся не разочаровывать», — улыбается Артем.

Он вспоминает смешной случай. «По дороге, уже в самой Латвии, где-то возле Валмиеры, мне позвонили и таким страшным голосом спрашивают — “Нууууу, так и где вы едете?” А это был глава Валки Вентс Крауклис, на тот момент ковидом заболевший, оттого и голос такой… Я вот только по дороге и узнал, что это город, разделенный пополам с Эстонией. Подумал — “Ну, интересно. Будем в Латвии-Эстонии”».

А дальше было вот что: «Нам выделили целое общежитие, где организовали кухню, все необходимое для нее, спальные места. Первое время мы оплачивали только коммунальные расходы. Содействовали в поиске работы, предоставлении языковых курсов,

мои дети учатся здесь».

Про мэра Валки Артем говорит с признательностью и уважением. Добавляет: «Да и в городе его очень хвалят местные люди».

Да, кстати — о местных и их отзывчивости: появлению этой статьи посодействовали Наталья Дубровская, руководитель социальной службы Валки, и Роланд Растакс, глава отдела образования Валки. И я им очень благодарна. 

Вызов как учителю спорта

На новом месте Артем сразу приступил к работе: «Сначала при гимназии. Здесь была вакансия “Организатор по баскетболу”. Конечно, занимался и с украинскими детьми, проводил тренировки. А летом () мне уже предложили специализированный курс латышского для тех украинцев, которые работают в сфере образования. Я без всяких колебаний сказал “да” и пошел учиться. Очень хорошие курсы!»

А уже в сентябре Артему предложили работать с классами: «Это был вызов как учителю спорта.

Очень сложно, невероятно. Разный менталитет, и дети тоже разные, кто-то смеялся… но это нормально.

Два 5-х класса, один 4-й, и два 9-х. Полностью латвийские классы. Конечно, кто-то умел говорить по-русски, поэтому была какая-то помощь с коммуникацией. Меня поддерживало руководство».

Параллельно Артем работает и в спортивной школе: «В гимназии на полной ставке — 24 урока в неделю, и еще тренером по баскетболу, соревнуемся в национальном чемпионате Латвии. Создал команду из ребят, с которыми играю турниры и регулярно тренирую их.

Украинские дети, конечно, тоже продолжают заниматься».

Латышский «сейчас не проблема», говорит Артем. Он быстро ориентируется в диалоге —«Если не 100%, то 80% точно понимаю. Уверяют, что разговариваю очень хорошо. С документацией в школе тоже проблем нет».

Детям нужно отдавать сердце

Артем, как мне показалось, имеет особый спортивно-тренерский талант работы с детьми. Речь не об опыте — хотя и он у Артема уже четверть века насчитывает — а именно о таланте. За каждого ребенка волнуется, как за собственного, подмечает сильные стороны и развивает их. Говорит что работа с детьми дает ему особую силу, но есть одно очень важное условие: «Нужно отдавать детям всего себя, все свое сердце. Тогда это сработает в ребенке, и работа самого тренера даст результат. Вот 

строить карьеру за счет детей — это в корне неправильно».

 В Украине Артем защитил диссертацию — он кандидат наук (в Латвии приравнивается к докторской степени). Работал в Харьковском политехе доцентом кафедры физического воспитания: «А диссертация моя посвящена обучению детей в специализированных учебных заведениях, в интернатах, по-нашему. Работе, направленной на воспитание моральных качеств, патриотических. Всех этих качеств — именно через спорт».

Два студента в доме

К наступающему сентябрю в семье самого Артема и его жены Александры могут появиться сразу два студента: «Если все хорошо пойдет — так и будет. Старшая дочь Мария закончила 12-й клас, хочет поступать в РТУ. Знает языки, и я очень горжусь этим, в ней огромный потенциал к учебе. В этом году она попала в проект Euroscola. Школьники со всей Европы ездили в Страсбург, в Европарламент. Там она задавала вопросы и выступала, сказала, что необходимо поддерживать Украину»

Михаил, средний сын, тоже хорошо адаптировался, рассказывает Артем, у него много друзей-латышей, общается со всеми на латышском: «И ему нравится заниматься машинами, поэтому он выбрал профессию, связанную с этим.  Он будет поступать в техникум по ремонту кузова машин. Такой был его выбор, а мы его поддержали».

Тренируется по видео и выигрывает чемпионат мира

Самая младшая, 14-летняя Фёкла — настоящая звездочка: в прошлом году стала чемпионкой мира по полденсу, танцу на шесте.

«Это такой вид спорта, — объясняет мне Артем, — У дочери спортивное направление, фактически гимнастика на пилоне. В минувшем году она обошла американку и японку. Сейчас она готовится к следующему чемпионату мира, уже прошла отбор. Осенью мы должны лететь в Буэнос-Айрес на чемпионат мира».

Фекла тренируется удаленно — в Украине: «Каждый день по 5 часов в онлайн-режиме с украинскими тренерами. С ней одновременно работают 5 тренеров — акробат, гимнаст, по пилону, а перед соревнованиями подключаются хореограф и психолог по актерскому мастерству».

Фактически удаленные тренировки выглядят так — в Украине тренеры записывают занятия на видео и отправляют ученице в Латвию. Фекла здесь занимается, оттачивает движения, снимает их с разных ракурсов и отправляет отснятое назад в Украину. 

Артем рассказывает: «Когда мы приехали, здесь ничего такого не было совсем. В Литве, Эстонии, Финляндии — полденса очень много, а

в Латвии — только в Риге и только для взрослых. А для моей дочери он очень важен, она без него не может.

Мы в Украине купили раскладной пилон и поставили в обычном спортивном зале. И так она с тренером в онлайн-режиме тренируется. А когда наступает время соревнований, за неделю до них она едет к тренеру. В Ужгород — там безопаснее. Там и костюм шьется, целый процесс еще».

«Вся организация учебы всех детей, помощь Фекле с тренировками, съемки видео для отправки в Украину и многое что еще другое — это все моя жена Александра, наша мама. Мы арендуем небольшой домик в Валке, и там тоже есть чем заняться, сами понимаете» — отвечает Артем на вопрос, работает ли его супруга. 

Валки-Валги между Украиной и Россией не получится

Валка — единственный город среди трех балтийских стран, который граница поделила надвое — одна часть, поменьше, в Латвии, называется Валка. Вторая — на эстонской стороне, Валга. За три года Арем уже привык к столбикам посреди города, которые обозначают границу. На месте линии размежевания установили качели. На них можно покататься: Эстони-и-и-и-ия — Латви-и-и-и-ия — Эстони-и-и-и-ия — Латви-и-и-и-ия… Тут же стоят и скамейки: одна половина спинок окрашена в цвета латвийского флага, вторая — в цвета эстонского: «Поначалу было странно, что граница проходит прямо по центру города. Нужно было немного к этому привыкать. А сейчас

как ни в чем ни бывало ходим в магазины в Эстонию. Это в порядке вещей.

Везде разная речь — то латышская, то эстонская. Мы уже привыкли».

Пример Валки-Валги показывает — соседи могут жить мирно. Спрашиваю у Артема, что он думает об этом: «Здесь все просто.  Они (.) считают себя равноценными партнерами. У них есть договоренности, они помогают решать друг другу политические вопросы, сотрудничают в экономике, в спорте, в культуре».

В само понятие «братский народ» Артем не верит: почувствовал на себе, что это такое в российском понимании: «Они не признают, что мы, украинцы, являемся отдельным народом, отдельной самостоятельной нацией. На соревнованиях в Европе, еще до “большой” войны, слышал не раз от балтийцев, что из всех бывших советских республик именно Украина наиболее демократичная.

Мы выбираем, критикуем, не боимся говорить. И что мы несокрушимы.

А ведь это действительно так — у нас действительно проевропейский взгляд на вещи, на свободу и на независимость, мы действительно отличаемся. Модель Валки-Валги на Россию и Украину перенести не получится, разделить город просто условными столбиками не получится».

Спрашиваю о планах на будущее. Артем отвечает: «План один — жить».