● Это — авторская русская версия текста.
Авторську версію українською можна прочитати тут.
Tulkojums latviski pieejams šeit.
«Я настолько офисный человек, вы не представляете! Мне вот так бы закрыться в кабинете и сидеть с документами! — смеется Наталия. — Но в работе вокруг меня круговорот людей и много спорта».
Наталия в Риге с семьей — двумя детьми и мужем, участником российско-украинской войны. В минувшем году семья приобрела квартиру в Риге. Наталия говорит: «Латвия уже стала частью нашей жизни»
Три кошки и шиншилла
Наталия из Козятина Винницкой области . В Украине остались родители, с которыми она на связи постоянно. В трехкомнатной квартире семьи там, на родине, сейчас хозяйничают три кошки и шиншилла. «Мне кажется — если я их заберу в Латвию, то порву последние ниточки с Украиной. А так это как сигнал для меня такой… Мама приходит, кормит их, иногда остается с ними переночевать. Хотя на самом деле я их, конечно, заберу. Необходимо только заняться документами для этого…»
Козятин, даром что фронт не рядом — серьезный железнодорожный узел, а потому город-двадцатитысячник не раз оказывался под ударом российских дронов и ракет. Хотя это не в прошедшем времени, а в настоящем…
«Муж год воевал. Нас — на вокзал, а сам пошел добровольцем.
А когда он встал на защиту Бахмута, мое сердце не выдержало: я забрала детей и вернулась из Латвии в Украину. Хотелось быть как можно ближе к нему в это время», — рассказывает Наталия.
В Латвии у ее супруга родная тетя. До «большой» войны он здесь работал —в строительстве. Потому Латвия, говорит Наталия, им не чужая, и, скорее всего, потому выбор на страну и пал, когда принимали решение куда ехать.
Позже, как говорится, «отвоевав свое» по состоянию здоровья мужа, семья смогла всем составом покинуть Украину: «И он по состоянию здоровья, да и я с инвалидностью… Так я покинула Украину уже второй раз».
Дети нашли себя в Латвии
Наталия очень демократичная, современная мама сына и дочери. Если ее детям комфортно в чем-то, она будет их поддерживать.
«Сын подавал документы после окончания украинской школы онлайн в четыре украинских вуза, а в результате пошел на IT-технологии на английском в РТУ. Он по программе Erasmus полгода учился в Турции, выиграл стипендию, которых, насколько я знаю, очень мало. Он сейчас на третьем курсе. Пойдет ли на магистратуру здесь же, или уедет в другую страну, я не знаю. Это его выбор, и я его поддержу»
Дочь Наталии (ей 14) учится в рижской украинской школе и играет в театре Tetris.
«Дети, которые участвуют в этом театре, ходили к нам на интеграционные курсы. Диана Качане () увидела потенциал, их организовала…
Дочь еще в Украине занималась танцами, сцена ей нравится.
В первом спектакле, который ставил театр, “Мавка”, моя дочь и была той самой Мавкой, главной героиней. Скоро в Риге покажут спектакль Lačplēsis (). Не знаю, поменяется ли что-то дальше, но на сегодняшний день моя дочь связывает свою жизнь со сценой».
Спектакли Tetris идут с латышскими субтитрами. Наталия говорит, что приходят и украинцы, и местные. «Я помогала с регистрацией на рижскую премьеру “Мавки”, и знаете, было порядка двухсот зрителей. Очень приятно».
«По вашим профессиям у меня ничего нет, но я что-то придумаю»
Наталия работает координатором проектов общества Mini-Pitch на территории Lidl Arena. Еще в первый приезд судьба свела ее с «чудесным человеком с большим сердцем», как она сама говорит.
«Мы первый раз в Латвию приехали с сестрой мужа. В центре занятости нам дали номер телефона одного человека и сказали, что у него может быть работа для нас. И вот представьте — приезжаем мы к Кристоферу Ритовсу (), он спрашивает кто мы по профессии. Я — бухгалтер-финансист, сестра мужа — железнодорожник. Он говорит — “По вашим профессиям у меня ничего нет. Но помочь я вам хочу. Я подумаю”. Это было очень трогательно и так… сердечно».
Так со временем Наталия стала заниматься проектами для украинцев в обществе Mini-Pitch. Уже несколько лет в этой команде: «Координатор проектов — так правильно назвать то, чем я занимаюсь. Mini-Pitch подает свои проекты на грантовые программы и те, что проходят отбор, потом нами и реализуются».
Украинцы приходят «на спорт», он, что называется, пользуется спросом. Востребованы также различные занятия по интеграции и творческие мастерские.
«Один из дней, когда мы проводим наши встречи — понедельник.
Казалось бы, первый рабочий день, семья, дети, но все же находят люди два часа для себя, и это радует. Кто на бокс, кто на языки, а кто-то и на фитнес.
Шестьдесят посетителей есть в любой понедельник. Двадцать идут на лекции, языковые курсы или творческие занятия, а сорок— на спорт. Приходят люди разного возраста и с разными запросами. Недавно вот мы шоппер разрисовывали. И я смотрю на участниц: это и украинки того возраста, которые, будь они сейчас в Украине, убирали бы урожай на огороде, крутили бы консервацию. Волей-неволей, получается, они меняют свой стиль и ритм жизни. У них появляются другие интересы, да и жизнь складывается совсем по-другому».
Кристофер Ритовс недавно получил в Лондоне престижную премию «Лидеры в спорте», которая вручается людям со всего мира. Ей нравится работать в его команде, и она собирается «поднажать на латышский», чтобы остаться с коллективом уже на постоянной, а не проектной, основе, если ей поступит такое предложение.
«Скоро программы поддержки украинцев не будут такие обширные, а это отразится и на моей работе.
Потому, если хочу остаться здесь, нужно учить обстоятельно (). Сейчас нашим () предлагают бесплатных занятий больше, чем местным. Но средств на различные виды интеграции, отдыха и помощи украинцам уже выделают все меньше и меньше. Например, минувшим летом не было лагеря для детей, которых привозили из Украины сюда на отдых в Латвию, а в предыдущие годы он был».
Латвия стала частью нашей жизни
Муж Наталии по приезду в Латвию уже после демобилизации сразу вернулся к своей прежней работе: он специализируется на строительстве мостов: «Оказалось, что его наниматель и не увольнял все это время. Тогда в 2022 году он приезжал в Украину в отпуск на зимние праздники и должен был улетать на работу в Ригу в конце февраля. Но вместо него в Ригу отправились мы, а он — воевать».
Квартира, в которой живет сейчас Наталия — уже приобретенная семьей здесь, в Риге. Решили не оплачивать аренду съемного жилья, а платить кредит за свое: «Мужу быстро дали кредит, поскольку у него большой срок проживания в Латвии был еще до войны — порядка десяти лет.
Приобрели в прошлом году трехкомнатную в девятиэтажном доме.
В месяц выходит () около трехсот евро. Сделали ремонт. Спокойнее, чем быть на съемной».
Спрашиваю, что Наталия думает про напряженную обстановку — прогнозы вторжения России в страны Балтии. Украинцы один раз уже бросали свое жилье: «Знаете — оно не держит. У нас уже есть одна квартира, и пришлось ее оставить, когда стало ясно, что дети в опасности. Но и
начинать все сначала еще раз я тоже не готова, моих сил просто не хватит. Это очень сложно морально, физически, да и материально непросто.
Если бы пришлось уезжать, то уезжали бы в Украину, а там уже будь как будет».
В семье отслеживают события и в Украине, и в Латвии, но обсуждают между собой мало. Отчасти и потому, что когда муж Наталии воевал, с ним «воевала» вся его семья. Наверное, еще тогда наговорились… Да и многих побратимов ее мужа нет в живых, тема чувствительная…
«Больше говорим о быте, детях, делах насущных».
За три с половиной года семья Наталии уже привыкла к новому месту жительства, и «уже оставались бы, наверное. Дети сознательное взросление проводят здесь. Сын учится, думает о будущей магистратуре, и не только. Дочь нашла друзей, и для нее театр — как большая семья.
Для моих детей Латвия уже многое значит, эта страна стала частью нашей жизни».
