«Это было, что называется с нуля: когда мы заехали в квартиру, там не было ничего, только стены. Мы клали на пол куртки, и так с сыном спали. Среди наших [украинцев] таких, как я, много, и мне хотелось им помочь. Так рождались одна за другой идеи. Некоторые мы реализовали, и эти программы работают до сих пор. И я понимала, что украинским предпринимателям нужна поддержка. Так и организовался бизнес-клуб», — рассказывает Людмила Билава из Черновцов.
● Это — авторская русская версия текста.
Авторську версію українською можна прочитати тут.
Tulkojums latviski pieejams šeit.
Карьера Людмилы до войны складывалась вполне успешно: она была директором по воспитательной части в одной из черновицких школ. Также был семейный бизнес, который, правда, ощутимо пострадал в «ковидное» время. Людмила — очень активная и жизнерадостная, говорит, ее кредо — «Жить, чтобы созидать». Она постоянно чему-то обучается. Смеется: «У меня столько дипломов, что проще сказать, не кто я по образованию, а чем могу быть полезна в тех или иных обстоятельствах».
Война в Украине остановила все один момент. Школы перестали работать тоже. Однако через короткое время педагогам объявили, что нужно выйти на работу: «И вот знаете — такой момент был. Я ухожу на работу — а сын цепляется за меня и не пускает. Плачет: “Ну куда ты пойдешь? Там опасно! И я здесь один в доме остаюсь, я боюсь быть один под сиренами!”
И я поняла, что что-то не сходится — какая я мать, если оставляю ребенка одного в опасности под звуки сирены?»
Моральное состояние сына Людмилы к тому моменту было уже очень сложным. От тревоги, страха войны и постоянных звуков сирен он не спал ночами, плакал или даже кричал. «Нужно было что-то делать», — говорит Людмила.
Еще до начала «большой» войны Людмила и две ее подруги — одна Йоланта из Риги, вторая — Ирина из одной из скандинавских стран, которые познакомились на дистанционных занятиях по саморазвитию — задумали встречу, которая географически должна была быть “где-то посредине”. Долго, как это обычно бывает, время для встречи выбрать не могли. Но война все решила. Людмила с сыном решили эвакуироваться в Латвию:
«Йоланта позвонила и сказала — ее сестра примет меня и моего сына. И что бы я не мешкала и выезжала к ним».
«Никогда не забуду это ощущение, когда мы наконец пересекли границу. Будто грозовые тучи, которые постоянно висели над нами, остались наконец позади. Мы въехали в Польшу, и я сразу буквально выдохнула: мы в безопасности», — вспоминает Людмила.
Теперь она могла надеяться, что панические атаки у 11-летнего сына пройдут, и можно будет восстановить его моральное состояние. Из школы в Украине ее уволили. Таковы были условия: или возвращайся и работай, или увольняют.
Несколько месяцев Людмила и ее сын провели в селе под Цесисом у, по сути, чужих людей. Вечера, когда хозяйка пекла что-то, а вся семья сидела за настольными играми — давали ей и сыну ощущение дома — и силы идти дальше.
«Впереди уже было лето. И вот у меня ребенок, которого нужно куда-то пристроить, пока я могла бы искать работу. И я подумала — “А ведь я не одна такая! Мы все в одинаковом положении”. С этим нужно было что-то делать! Так я придумала детские лагеря для украинских детей».
Людмила буквально начала стучаться во все двери. Где-то принимали и выслушивали, где-то контакта не было. Но желание организовать летний отдых украинских детям, чтобы дать мамам возможность посетить, например, собеседования — было словно мощный локомотив. Людмила подключила других украинок: одной с таким объемом работы не справиться.
Людмила писала проекты, с которыми обращалась к городским властям Риги и Цесиса, к потенциальным спонсорам, к другим структурам и организациям, которые могли бы так или иначе участвовать в организации лагерей для украинских детей: «И получилось! Уже третье с 2022 года лето дети, бежавшие от войны в Латвию, могут отдыхать в лагерях, устроенных именно для них. А в минувшем году и в этом в Латвию дополнительно приезжали дети из Украины, из Изюма и Чернигова. Отдыхали у моря — близ Энгуре, в детском лагере Albatross».
Сама Людмила теперь живет в Риге. В столице арендовала квартиру, где не было ровным счетом ничего. Из всех помещений только кухня была меблирована, в остальных — только голые стены: «Первые ночи мы бросали с сыном курточки на пол и так спали. О приготовлении пищи речи не было — готовить было просто не в чем».
Когда Людмила в Риге поехала покупать мебель, буквально спрашивала, где что находится, где стоянки и где, например, подъезд к магазину:
«Это стопроцентное ощущение построения жизни с нуля. У тебя только стены и больше ничего. И мне нужно было это пространство наполнить».
С одной стороны — морально не просто, с другой — для созидательной Людмилы это было, что называется, близко по духу.
Она рассказывает, что еще в детстве мечтала, чтобы мир был красивым и цветущим, без конфликтов и со счастливыми людьми: «Мне всегда хотелось делать что-то, творить, созидать, строить. Очень нравится чувство, что человек достиг намеченного. Я хотела помогать развиваться другим и делала это, сколько себя помню. Для этого сама много училась и продолжаю учиться, развиваю себя».
В Риге Людмила пошла на курсы латышского. Закончила уже несколько уровней, сдала пока на уровень А1. Не проваливала экзамены, но просто пока не ходила: «Язык — это исключительно важно. Мне нужен и латышский язык, и подтянуть английский. Это пункты моего плана».
Через какое-то время Людмиле позвонили и пригласили в команду проектов для украинцев в рижской Playoff Arena. Работая там, Людмила старалась участвовать в различных мероприятиях, в том числе и обучающих. Так она попала на бесплатные курсы дизайна, который организовал латвийско-британский предприниматель Виталий Колотиков: «Мы разрабатывали там целые проекты, которые можно было сразу применять в работе. Знания, которые нам давали, были очень практические. А для меня это было интересно еще и потому, что я давно думала о создании сообщества, которое помогало бы объединить украинский и латвийский бизнес».
От идеи до реализации много времени не прошло: немногим больше года назад Людмила устроила первую встречу бизнес-клуба. Собрались около 50 человек.
«Для меня это было очень логично.
В помощи, подсказке и консультациях нуждались и украинские предприниматели, которые попали в незнакомую, по сути, бизнес-среду.
А кто лучше всего мог бы посвятить в особенности местного рынка? Латвийские предприниматели!», — говорит Людмила.
К тому моменту она, пригласив в партнеры Виталия Колотикова, уже зарегистрировала негосударственную организацию Artemīda LI, которая и устраивает встречи бизнес-клуба Jaguar. Форматы, говорит Людмила, самые разные, от круглых столов на десяток участников до деловых ужинов на несколько дюжин человек: «Каждую такую встречу я продумываю, учитывая потребности. Какая тема будет следующей? Кто из экспертов и коучей будет присутствовать?»
За полтора года работы клуб привлек 60 постоянных участников из самых разных отраслей, причем не только Латвии и Украины. «Искренне желаю всем развития, сопереживаю всем, по мере возможностей интересуюсь, как идут дела», — говорит Людмила.
В качестве нескольких примеров удачного знакомства Людмила называет такие: владелица кафе подобрала поставщика продуктов, собственник Интернет-магазинов нашел себе таргетолога, а отельный бизнес начал работу с логистической компанией. «Но их на самом деле намного больше», — добавляет она.
Планируются и начаты и другие проекты. «Уже запущен набор на курсы для детей и программы для стартапов», — дополняет Людмила.
Людмила верит, что украинские предприниматели полезны для экономики Латвии. У нее была возможность участвовать во встрече с президентом Эдгаром Ринкевичем. Тема встречи так и была заявлена: «Перспективы на будущее и конкурентные преимущества Латвии».
«Мне хотелось бы чтобы Латвия приобрела выгоду от украинского бизнеса. Возможно даже, конкурентное преимущество на глобальном рынке»,
— говорит она.
Спрашиваю: «Людмила, как вы это все успеваете?» «А я день начинаю в пять утра», — отвечает она.
День у нее делится на три части: для нее лично, для работы и семьи. «Это утреннее время – четыре часа с момента пробуждения, это, наверное, самое ценное для меня. Мой день каждый раз начинается с аудиокниг, йога, кофе и планирования рабочих задач. Советую всем находить время для себя лично, тогда день будет гораздо продуктивнее».
Уже когда мы прощаемся, Людмила замечает: «Я долго думала —
зачем мы здесь, на Земле? Думать, что для обогащения — это неправильно. Это даже банально, потому что это слишком просто — заработал и купил.
Я пришла к выводу: мы здесь, чтобы помогать друг другу. В этом сила и в этом мудрость. Так я и живу».
