Русский
php

«Тепер — у Латвії». Айшен из Луганской области работает в химчистке, поет и снимает блоги

● Это — авторская русская версия текста.
Авторську версію українською можна прочитати тут.
Tulkojums latviski pieejams šeit.

Оказалось, Айшен живет в Риге с семьей, помогает нашим с вами вещам избавляться даже от самых сложных пятен и публикует блог в Интернете. А еще поет. И призывает украинцев, которые живут за рубежом, не забывать, что дома война и ВСУ по-прежнему нуждаются в помощи.

День рождения с Латвией в один день

Мы говорим с Айшен Кондратьевой накануне 18 ноября — за день до ее дня рождения: «Я просто обожаю праздники! У меня уже есть красивое новое платье и туфли. Знаете, даже если я не устраиваю большого торжества, я должна быть красивой. Ведь это мой день! А в Латвии, когда мы приехали, оказалось, что наши со страной дни рождения совпадают. И это здорово!»

Семья Айшен переезжает не впервой: начиная с 2014 года по разным причинам, в том числе и из-за боевых действий на Донбассе, она с мужем успела пожить в разных населенных пунктах Восточной Украины — в Луганской и Харьковской областях.

 «Родилась в городе Рубежное Луганской области, но сюда мы уже приехали их Харьковской области.

Мы мужем на 2022 год строили планы — хотели магазин детских товаров открыть, родить второго ребенка, машину купить.

Но все осталось в прошлом. Здесь начинали все с нуля», — рассказывает Айшен.

Все время, и в Украине, и здесь, Айшен работает с людьми. Вспоминает — со школы тянулась к профессиям, где нужно быть активной: «Журналистом хотела быть, в школе успевала написать и за себя, и за половину класса сочинения! Все, что связано с размеренной работой, где только ты и бумаги — не мое. И наоборот — я с удовольствием работаю среди людей, мне нужно где-то себя показывать. В театральные кружки ходила в школе. Здесь в Риге пробую петь. Мне очень нравится».

Россия решила, что я ее предала

Айшен имя придумал дядя: «Он смотрел сериал и в честь кого-то из этого фильма меня и назвали. Уже невозможно узнать какой сериал это был, но я точно знаю, что я такая одна, хотя есть еще мужское имя очень похожее. Там, правда, есть отличия на одну букву». ()

Айшен из многодетной семьи, тепло отзывается о маме и бабушке с дедушкой. Все родные остались на оккупированных территориях: «Поддерживаем связь настолько, насколько это возможно.

Был период, когда я говорила родным, чтобы они тоже выезжали. Но, знаете, мы все делаем собственный выбор.

Бабушка с дедушкой сделали так много для меня, могу ли я сейчас давать хоть какую-то оценку их решению? Одно скажу — верю, что придет то время, когда я вернусь к себе домой в свободную Украину».

Беседы с родными происходят в формате «как у кого дела», без уточнений политических позиций и подобных тем. У самой Айшен позиция, как она говорит, «очень четкая, нерушимая». Она рассказывает, что однажды бабушка, плача, попросила не активничать, не вести блог. Оказалось, что

на блок-постах в ее родном городе развешаны листовки с фотографией самой Айшен и ее дочери,

завернувшихся украинские флаги. Так они пришли на один из митингов в Риге.

Фото сопровождалось подписью: «Предатели родины».

Айшен смеется: «Какая она мне родина? Где я, а где Россия! Никакого отношения к этой стране не имею! Как вообще такое можно было написать? Я украинка — по паспорту, по убеждениям и по образу жизни! Они прослушивают, скорее всего, телефонные разговоры, отслеживают людей, придумывают повод… Потом у моих родных были обыски».

на свитере и документ, не подлежащий восстановлению

Вся семья в Латвии, что называется, при деле: Айшен и муж работают, дочь ходит в местную школу. Ее муж занимается покраской машин, Айшен работает в химчистке. Непосредственно занята той частью процесса, где наши вещи покидают статус «запятнанных» и обретают «чистую репутацию». 

Однажды, рассказывает она, после чистки одежды в машине «химии» работницы обнаружили кусочки паспорта: «Наверное, документ упал из разорванного кармана за подкладку. Потому, хотя карманы клиент и обязан проверить, паспорт он так и не обнаружил. Вина не считается нашей, однако было неприятно. И найти собственника этого документа тоже было невозможно…»

Еще был случай, когда на чистку принесли свитшот с украинским тризубом, расписанным особенной росписью.

«Настолько красивый, что девочки на приеме захотели и себе такой же. Заказали им потом в Украине» — улыбается Айшен.

«Язык пока не дается, но и я не сдаюсь»

Дочь Айшен с первого года пребывания в Латвии учится в одной из рижских школ, сейчас уже четвероклассница.

«Но у нас проблема — ей не дается латышский. С первого дня учебы его учит, но вот до сих пор нет такой легкости в общении, как у других наших [украинских]. Вижу, как ей сложно, и даже был момент, когда ее хотели оставить ещее на один год, но все же в результате перевели.

С дочерью занимается и школа, и репетитор. Я — нет, не занимаюсь, потому что у меня та же проблема, язык мне не дается.

Несколько раз начинала курсы и… мне сложно, оставляла их. Еще такой момент — из-за графика работы не могу идти на очные, а на дистанционных у меня такое ощущение, что недопонимаю материал…»

Обращаю внимание: в какой-то момент Латвия может поставить условия для украинцев, например — дать два года на освоение до определённого уровня тем, кто хотел бы остаться в стране.

Айшен соглашается: «Вот, наверное, мы относимся к тем людям, которые “через не могу” в таких ограниченных по времени условиях будут усиленно учить язык». Знать несколько языков — это здорово, а дети-трилингвы ее просто восхищают.

К украинскому языку в ее семье, которая до войны была преимущественно русскоязычной, отношение особенное: «Где могу — практикую украинский. Получается говорить с кем-то на украинском языке — делаю именно так. У меня есть такое желание, даже потребность. Дома тоже, хотя суржик и русский тоже бывают. Хотя мне языки даются сложно, но я не сдаюсь!»

Блоги как способ поменять жизнь

Работу в химчистке Айшен называет «промежуточным вариантом». В целом там все неплохо — и коллектив, и график, но, признается она, хотелось бы заработка повыше. За последние несколько лет ощутимо подорожало все, а оплата не поменялась. Можно, пожалуй, и за те же деньги, но тогда занятие должно быть более креативным.

Блог в Instagram Айшен начала вести еще в Украине, после приезда в Латвию он несколько месяцев «простаивал» — было не до того. В этот же период семья переживала непростой момент, который получилось преодолеть с помощью психолога.

«Мы с психологом пришли к выводу, что социальные сети будут для меня именно тем местом, где я могла бы раскрыться, быть собой. Тем более, у меня это уже получалось. В Instagram я показываю свою жизнь такой, какая она есть. Если видео на 30 секунд, значит, это и будет мое время, которое у меня уходит на конкретно эту работу. То есть, я

что отсняла — то и выставляю. Каждый день в сторис я выкладываю что-то о себе

и событиях из моей жизни. Lifestyle, как он есть. Дочь меня копирует: берет телефон и говорит “на камеру” — “я покушала, я сходила в магазина, я купила, а теперь чай попью”», — смеётся Айшен.

Со временем стали поступать и предложения для размещения рекламы. Айшен «на сто процентов поняла, что идет в правильном направлении». Свой блог она называет небольшим — у нее 4,5 тысячи подписчиков. Ведет она его на украинском и блогерскую деятельность связывает с соотечественниками, и не только в Украине, но и за рубежом: «Сейчас речь о заработке не идет, лишь о развитии. У нас есть небольшие с украинцами-предпринимателями, которые обосновались в Риге. Но в будущем хочу на этом зарабатывать, моя цель — самозанятость здесь в Латвии именно по этому направлению.

Хочется сразу делать это законно, уже сейчас присматриваюсь к налоговой стороне вопроса,

консультируюсь с более продвинутыми блогерами».

Пока она обучается в этом направлении — приобрела курс по развитию и ведению социальных сетей, встречалась с таргетологом и специалистом по SMM.

Несмотря на то, что довольно много людей уже занимаются блогингом, Айшен уверена — этот рынок не заполнен: «Мы ведь дружим между собой — я о блогерах. Тех, у кого несколько десятков тысяч подписчиков, я называю микроблогерами, и я лишь только пытаюсь достичь их уровня. Этот рынок открыт. Но хочу подчеркнуть, что

это нужно делать для себя в первую очередь.

Активно блог я веду больше года и мои выводы такие: заработок будет после того, как люди увидят твою искренность, . Ну, а в моем случае социальные сети, кроме все прочего, помогли мне выбраться из тяжелого психологического состояния».

Сохранить самодентичность и Украину

Еще одна страсть Айшен — пение. «Мечтала с детства. Я говорила дома, что придет  день, и меня покажут в телевизоре, как я пою. Сейчас мы готовимся к выступлению, репетируем (). Буду петь в составе ансамбля “До-ля” украинские песни, и я немного волнуюсь».

«До-ля» — это фольклорный коллектив украинской общины в Кекаве под Ригой. Там поют украинские народные песни и в полном соответствии с традицией, и добавляя немного современной интерпретации: «Так мы сохраняем наши культурные ценности и нашу идентичность. Знаете, у нас замечательная орагнизатор, руководитель Ирина! Будем петь в Баложи (), в Доме культуры! Я обязательно расскажу об этом в своих сторис!»

На прощание поднимаем серьезную тему — помощь ВСУ. Айшен говорит, что ее семья продолжает этим заниматься: «Суммы всегда разные, но мы помогаем. А как иначе? Посмотрите на местных людей. Я знаю одну женщину, пенсионерку. Каждую неделю она приносит украинским волонтерам что-то для наших ребят — сгущенку, конфеты…

Что может купить эта женщина со своей пенсии? И, тем не менее, каждый раз она что-то передает на фронт.

Призываю наших украинцев не оставаться в стороне от событий в Украине, от армии и от помощи для военных. Нам нужно оставаться вместе, сила именно в этом — в единстве!»