Русский
php

«Теория победы» Путина — «перетерпеть» Америку

«Пока Путин верит, что может добиться своего, просто дождавшись результата, он не пойдет ни на какие уступки, кроме как в обмен на захват значительной части украинской территории. Заявление Дональда Трампа об усилении помощи Украине и санкций против России — шаг в правильном направлении, но его необходимо подкрепить реальными действиями», — пишут Александр Палмер, научный сотрудник программы CSIS, и София Сызоненко, стажер CSIS в аналитической записке под заголовком «Дорога в Киев не должна идти через Вашингтон».

Уверенность Москвы в том, что Украина падет с ослаблением поддержки США, это то, что в стратегии называется «теорией победы»: ведущий к победе сценарий, который воюющая сторона рисует сама для себя (и описывающий также, какой результат считать «победой»). Демонстрация несостоятельности теории победы противника является важной частью убеждения его в необходимости переговоров или окончания военных действий.

Перемена сценария

Изначально Россия не рассчитывала на затяжную войну. План заключался в быстром захвате Киева, устранении украинского руководства и поддержке пророссийских сил, якобы готовых взять власть. Перехваченная внутренняя переписка российской разведки выдавала веру в то, что в каждом украинском городе по 2000 человек готовы к перевороту, что подчеркивает роль предполагаемой «пятой колонны» в тогдашней российской теории победы.

«Когда этот сценарий провалился из-за сопротивления Украины и сплоченной позиции Запада (), появились признаки изменения стратегии Кремля», — продолжают авторы. Путин объявил мобилизацию, перевел экономику на военные рельсы и развернул масштабную пропаганду, готовя страну к затяжному конфликту: «Казалось, российская стратегия теперь включает в себя изматывание Украины ударами по критической инфраструктуре (энергосетям, домам гражданских, больницам) и войну на истощение на поле боя».

«Хотя Кремль официально не озвучивал новую “теорию победы”, западные аналитики считают, что

Россия надеется на истощение терпения США, надеясь, что уменьшение американской поддержки ослабит волю Украины к борьбе и приведет к поражению.

Как говорится в оценке угроз на 2024 год, подготовленной разведывательным сообществом США, “Путин, вероятно, считает, что поддержка Украины со стороны Запада и США не бесконечна”», — отмечают Палмер и Сызоненко.

Слова российского посла Александра Яковенко во время июньского конфликта между Ираном и Израилем подтверждают логику. Он заявил, что «война между Ираном и Израилем может привести к быстрому уходу США с украинского направления и попыткам Вашингтона наладить отношения с Москвой». Российское государственное агентство РИА рассуждало: «Атаковав ядерные объекты Ирана и начав новую войну спустя всего несколько месяцев с момента переизбрания Трампа, Соединенные Штаты одновременно окончательно разбомбили надежды Зеленского и его подельников на кардинальный поворот в украинском конфликте».

Стратегия выжидания может сработать

Проблема в том, что российская стратегия действительно может сработать, указывают авторы. Украина с самого начала войны зависела от американского вооружения, разведданных и планирования. Киев не раз предупреждал, что сокращение этой поддержки вызовет катастрофические последствия.

Если США прекратят помощь, России не понадобится превосходить Запад в индустриальной мощи, и она сможет ограничить необходимость в нанесении на поле боя поражений украинцам,

которые уже и так причинили армии РФ огромный ущерб, несмотря на все колебания поддержки.

Российская «теория победы» кажется реалистичной еще и на фоне неравного интереса элит и общества. В Москве уверены: война с Украиной для России важнее, чем для США. Как отмечают и западные аналитики, и российские лидеры, именно эта асимметрия играет в пользу Кремля. Поэтому стремление Дональда Трампа к переговорам часто воспринимается как готовность признать победу России.

Американская общественность также переключает внимание на другие конфликты. За последний год жители США и Европы чаще искали в Интернете новости об Израиле, ХАМАС и Иране, чем об Украине. Учитывая это, Кремль вполне обоснованно считает, что интерес США к войне не будет долгосрочным, особенно на фоне новых международных кризисов.

Фактор Трампа

«Заявление Дональда Трампа о возможном увеличении помощи Украине и усилении санкций против России — шаг к подрыву российской “теории победы” и окончанию войны. Поскольку Трампа часто воспринимают как политика, симпатизирующего Москве, именно он может показать, что Россия зря рассчитывает на ослабление американской поддержки. Однако одного заявления недостаточно», — утверждают Палмер и Сызоненко.

Чтобы война действительно закончилась,

США должны доказать, что намерены довести дело до конца.

Заявление Трампа о дополнительной помощи — важный первый шаг. Следующий — реализовать его ультиматум по возвращению России к переговорам (еще 50-дневный на момент публикации оригинального материала). Именно надежность Трампа как лидера будет ключевым фактором в разрушении российской «теории победы».

Также США и Европа могут ослабить надежды Кремля, увеличивая военное производство. Такие инвестиции — не только сигнал о серьезности намерений, но и способ снизить конкуренцию между американской поддержкой Украины, обеспечением союзников на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе и поддержанием собственной обороноспособности Америки.

Теория и реальность

Разумеется, одних этих мер недостаточно, чтобы закончить войну, подчеркивают авторы.

Ожидание затухания интереса Вашингтона — не единственная стратегия победы для России.

Глава МИД Сергей Лавров заявил, что российская военная тактика не зависит от вовлеченности США в события на Ближнем Востоке. Россия продолжает продвигаться на фронте, наращивает производство вооружений и терроризирует украинское население. Если бы США не просто сохраняли, а увеличили поддержку, это позволило бы Украине выровнять силы на поле боя и укрепить позиции на переговорах.

«Уверенность России в том, что она может победить, переждав угасание интереса США к конфликту, должна побудить Вашингтон продолжать поддерживать Киев. Если американские политики в конечном итоге стремятся к урегулированию конфликта путем переговоров, им

необходимо убедить Кремль в том, что Соединенные Штаты готовы к поддержке Украины на неопределенный срок.

Без проявления стратегического терпения и устойчивого производства оборонной продукции у России нет причин вести переговоры по доброй воле. Если администрация Трампа хочет мира, она должна подготовиться к длительной войне. Только противопоставив стратегическому терпению России стойкую решимость Запада, можно опровергнуть теорию победы Кремля», — заключают Александр Палмер и София Сызоненко.