Художник Александр Бреже получил высшее образование в Амстердаме. Несколько лет он работал графическим дизайнером, а в последние годы решил сменить сферу деятельности, сосредоточившись на создании функциональных художественных объектов. Художник вернулся в Латвию и недавно открыл новую персональную выставку в рижской алерее Asni.
Художественные объекты с определенной функцией
В Риге, напротив Латвийского национального художественного музея, уже почти два года работает галерея Asni. В настоящее время ее пространство заполняют работы Александра Бреже — одновременно это и произведения искусства, и дизайнерские объекты, в том числе стол, функциональное значение которого дополняют изогнутые ножки. Подобные узоры обвивают и зеркало, в котором можно увидеть отражение улицы и проезжающих мимо галереи автомобилей. Художник отмечает, что эти формы связаны с воспоминаниями его детства и эстетикой того времени:
«Многим сразу приходят на ум какие-то архаичные мотивы и эстетика девяностых или начала двухтысячных, но для меня эти формы во многом происходят из опыта религиозной школы-интерната в Англии, где церковь навязывалась доволько сильно. Мы часто ее посещали. Мне кажется, эти формы каким-то образом осели в моем подсознании. Это точно неосознанно. Я просто чувствую, что это микс тех влиянии. Откровенно говоря, они рождаются естественно. Иногда я даже стараюсь от этого уйти, как, например, в случае с креслом или табуретом, но это дается очень трудно».
Упомянутое кресло значительно отличается от остальных объектов в галерее. В нем отсутствуют узоры, напоминающие пламя, и плавные линии, хотя оно также выполнено из металла. В целом же галерею наполняют поиски художником единого визуального языка и целостнои эстетики.
«Эти формы, вероятно, достаточно деликатные, но в то же время в них присутствует определенная агрессивность. Много острых элементов. Кажется, что о такую мебель можно зацепиться и пораниться, если быть невнимательным»,
— так сам автор описывает свои работы.
Большинство объектов создано в течение последнего года специально для этой выставки. Среди них — зеркало, в котором посетители могут увидеть собственное отражение. Однако представлены и более ранние работы. С большим временным промежутком был создан отличающийся от остальных объект «Желудек», модель которого художник разработал на компьютере около четырех лет назад. Зилюкс выполнен в образе, знакомом по книгам Маргариты Старасте, однако его лицо изменено — черты стали более выразительными.
«Изначально так, возможно, не было задумано, но многие говорили, что в каком-то смысле он немного похож на меня.
Так что в итоге на открытии выставки он стал моим автопортретом — возможно, через образ Желудька, — объясняет художник.
Примечательно, что выставка носит англоязычное название Threshold, что в переводе означает «порог», своего рода точку перехода. Александр Бреже постепенно обращается к иному типу художественного высказывания:
«Поскольку у меня степень магистра по графическому дизайну и я долго этим занимался, мне захотелось больше работать руками. Эта выставка — часть процесса, в котором я перехожу к физическим объектам, выполняющим определенную функцию, а не существующим только как произведения искусства. Это, пожалуй, и есть моя конечная цель».
Отвечая на вопрос, как он к этому пришел, художник говорит:
«Работая в основном за компьютером с цифровыми плакатами или редкими печатными изданиями, я в итоге не был удовлетворен результатом по сравнению с вложенным трудом. Сколько времени я провел в Illustrator или InDesign, но полученное удовольствие не компенсировало затраченные усилия.
А вот когда я что-то делаю руками, мне нравится сам процесс. Компьютерная часть мне очень не по душе.
Зато результат нравится гораздо больше».
Идеи рождаются в цифровой среде, но реализуются руками
Тем не менее, прежние навыки по-прежнему полезны. Художник много времени проводит за компьютером, разрабатывая детали будущих объектов, которые затем дорабатываются в мастерской. Как он признается, полностью уйти от графического дизайна невозможно. Представитель галереи, куратор Элина Драке, добавляет:
«Я бы охарактеризовала это как расширенное цифровыми технологиями ремесло. Все идеи рождаются в цифровой среде, а затем воплощаются в материале, причем очень специфичном — алюминии, стали. Даже формы, напоминающие пламя».
Это не первая выставка Александра Бреже, в которои заметны изменения его художественного подхода. Ранее его работы были ближе к чистому искусству и менее функциональны. Теперь же он делает акцент на том, что объекты являются столами, полками или зеркалами. Подобным направлением он занимается последние четыре-пять лет, тогда как ранее работал исключительно в графическом дизаине.
Хотя художник начинает работу с визуального образа, а лишь позже осмысливает его значение, в процессе большое внимание уделяется точности. Качество исполнения стало для него особенно важным:
«Если раньше техническое исполнение было не так важно, то теперь я начал очень ценить детали — соединения, материалы, то, как они взаимодействуют. Многие элементы я создаю в цифровой среде, многое вырезается плазмой. А затем наступает момент, когда, например, стекло идеально садится в выемку стола. Такие мелочи стали для меня очень важны. Я надеюсь, что их замечаю не только я. Сегодня часто идея важнее исполнения, а у меня все это, пожалуй, перевернулось».
В процессе работы художник трудился в одиночку: часть деталей заказывал, но многое делал сам. В том числе он самостоятельно освоил работу с металлом и стеклом.
«Многое из того, что здесь представлено, я делал впервые. Например, научился резать стекло для зеркала. Камень я нашел у моря, затем сам научился его резать, шлифовать и полировать, чтобы он идеально сел в алюминиевое кресло. Это было довольно сложно. Честно говоря, я уже не помню, как именно это получилось, но в итоге все сложилось», — рассказывает Александр Бреже.
Курс галереи Asni на балтийское современное искусство
Выставка Александра Бреже продолжает линию галереи Asni, направленную на представление балтийских современных художников. В этом году внимание будет уделено и другим авторам, в том числе выставкам схожей тематики.
Одна из основательниц галереи Элина Драке отмечает, что в программе появятся междисциплинарные художники, а также проекты на стыке искусства и дизайна. Галерея сотрудничает с Эстонским музеем прикладного искусства, а также работает с авторами из Литвы и Эстонии, представляя их в международном контексте.
Галерея Asni была открыта весной 2024 года и скоро отметит свое двухлетие. За это время сохранилсоь единое видение — выделять балтийских художников, иногда представляя и авторов из других стран, фиксируя тенденции современного искусства.
«У нас есть чувство миссии, но мы хотим, чтобы это был жизнеспособный и устойчивый проект. Мы стремимся к долгосрочным изменениям в среде современного искусства, к независимости галереи и международному представительству художников. Это требует усилий, но мы видим отдачу.
Мы находимся на периферии Европы, поэтому для нас особенно важно присутствовать в международных контекстах», — подчеркивает Элина Драке.
Слияние функционального дизаина и искусства в выставке Александра Бреже можно увидеть до 15 февраля.
