Русский
php

Рельсы на восточной границе ЛР — угроза или возможность?

До конца года нескольким министерствам и службам безопасности Латвии поручено подготовить заключение о том, какое влияние на страну оказал бы демонтаж рельсов у границы с Россией. На разговор с парламентской подкомиссией по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции сегодня пригласили представителей Минобороны, Национальных вооружённых сил, Министерства иностранных дел, Службы государственной безопасности, Пограничной службы, предприятия Latvijas Dzelzceļš и Лудзенской муниципальной думы.

«В рамках плана по противодействию мобильности (…) при конкретной угрозе мы готовы действовать и выступаем за то, чтобы существовали отдельные участки путей, которые можно деактивировать. Существует несколько сценариев того, как это может быть реализовано.

На данный момент ситуация такова, что прямой угрозы, при которой можно было бы сказать: «сейчас обязательно нужно демонтировать эти объекты», не существует. Мы об этом говорили публично, и это не секретная информация — в настоящий момент таких угроз нет», — заявила парламентский секретарь Минобороны Лиене Гатере. 3.09.47

«Мы, вооружённые силы, рассматриваем как в качестве мобильных коридоров прежде всего автомобильные дороги. В повестке дня также стоял вопрос железной дороги. На данный момент мы подготовили планы действий на случай, если что-то произойдёт немедленно. Самый худший сценарий — это тот, о котором говорил командующий нашими вооружёнными силами — фактор внезапности. Оценивая все возможные меры, которые можно предпринять в отношении железной дороги, с военной точки зрения наибольшее количество времени мы выигрываем тогда, когда этой железной дороги нет», — сообщил Андрис Риекстc, полковник Национальных вооруженных сил, ответственный за мероприятия по мобильности

С тем, что безопасность страны – это первоочередная задача согласились все присутствующие, но меры будут действенны, если их предпримут все страны Балтии, к тому же следует помнить и об экономическом влиянии этого решения.

«Очевидно, что сотрудничество в сфере логистики и транспорта с Центральной Азией, с этим регионом, является одним из наших приоритетов, и мы заинтересованы в привлечении потенциальных грузов в Латвию и латвийские порты. Это фактор, который, безусловно, также присутствует в повестке других стран Балтии — Литвы и Эстонии. Думаю, этот аспект также следует учитывать», — отметил Улдис Микутс, директор первого департамента двусторонних отношений МИД.

«Если мы смотрим на инфраструктуру, что у нас есть и каков потенциал… Этот потенциал, безусловно, чрезвычайно велик. Например, в воскресенье мы слышали новости о событиях в Беларуси — об обмене политзаключённых. Мы также слышим в новостях о снятии санкций США с транзита калийных удобрений. Очевидно, что этим грузам нужно будет куда-то направляться. И я бы не хотел оказаться в ситуации, когда нам снова будут упрекать: «А где была Латвия?», а весь калий уйдёт в Клайпеду или куда-то ещё.

Конечно, здесь есть очень сложные стратегические вопросы, связанные с государственной безопасностью. Это абсолютный приоритет и крайне важный аспект. Поэтому мы и вынуждены сопоставлять их с экономическими вопросами», — сказал Патрик Маркевичс, директор департамента железной дороги Минсообщения.

Кроме того, оппоненты напомнили, что железная дорога в Латгалии — это основа жизни. Практически в каждой семье есть кто-то, кто работал, работает и чья семья живёт за счёт железной дороги и напрямую от неё зависит.

«Независимо от того, демонтируем ли мы 1, 2, 3, 4 или 5 километров путей, к сожалению, это факт: восстановление возможно, и потенциальные возможности противника для этого достаточно велики. Поэтому я призываю рассматривать вопрос комплексно. Если мы посмотрим на атаку на Киев — самые ожесточённые бои шли в районе аэропорта, но при этом не стоял вопрос о закрытии аэропорта или демонтаже взлётно-посадочной полосы. Здесь должна быть способность действовать в соответствии с конкретной ситуацией и конкретными угрозами, в том числе в отношении железнодорожных линий. Все эти линии обеспечивают грузовые перевозки», — добавил Маркевичс.

Однако бльшая часть сегодняшнего обсуждения состоялась за закрытыми дверьми.

«Даже не вдаваясь в детали закрытой части, в публичной части прозвучало: коммуникация была не слишком хороша, не согласована. С одной стороны, мы слышали, что и президент, и НВС подняли этот вопрос, и на этом фоне, разумеется, среагировал и Сейм, который на прошлой неделе, как вы знаете, рассматривал этот вопрос. Это нормально, так как вопрос был в публичной повестке.

С другой стороны, слышно, что не следует об этом говорить, чтобы не тревожить общество, сообщения в каком-то смысле противоречивы. Но в то же время нужно понимать, что общество ждёт ясного ответа, так как этот вопрос затрагивает довольно большую часть населения, особенно в Латгалии. Эту ясность мы пытались получить на заседании комиссии», — сообщил Эдвин Шноре («Национальное объединение»), глава подкомиссии по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции.