Сегодня исполнилось бы 70 лет Ите Козакевич — одной из тех, кто в Верховном совете Латвии 4 мая 1990 года проголосовала за Декларацию о восстановлении независимости страны. Увы, жизнь польки по национальности оказалась короткой — осенью того же года она утонула в Италии. Но её имя носит Ассоциация национальных культурных обществ, председатель которой Раффи Хараджанян проводит в день юбилея памятное мероприятие а Доме АНКОЛ (Рига, улица Слокас, 37).
— Раффи Испирович, чем вам особенно запомнилось Ита?
— C Итой Козакевич, мгновенно привлекающей взгляд, с крупной, харизматичной женщиной, в которой в согласии одновременно кипели оптимизм, необычайной силы энергия, яркий темперамент и несомненная доброжелательность, общаться мне в целом довелось недолго. Запомнились ее живость, улыбчивость и выразительные глаза, кучерявая голова…
Мы пару раз общались в непринужденной атмосфере модных тогда рижских кафе, но главное — общались во время активно протекающих заседаний рижских энтузиастов различных национальностей. В основном таковыми являлись представители местной интеллигенции. Заседая вместе, мы «нащупывали» пути развития-движения новых идей, новых (в пору заката советской власти — тем более!) общественных организаций.
Узнал я Иту именно тогда, в годы Атмоды, когда она буквально на глазах расцвела и утвердилась как личность. Да, время востребовало героиню. И она появилась!
Попутно замечу, что Ита, профессиональный филолог, моментально обращала на себя внимание окружающих знанием различных языков. А подобные навыки для страны Советов были непривычны! В частности, в речи она свободно переходила на латышский язык, прекрасно ораторствовала на нем. Но ведь даже грузинский язык входил в ее «широкий репертуар» — Ита пару лет провела в стране Руставели, где оказалась чуткой и уважительной к местной культуре, к языку народа, на территории которого некоторое время пребывала.
Все мы, собравшиеся вокруг нее, а также юриста Руты Марьяш, литературных деятелей Марии и Леона Бриедисов, врача Ромуалда Ражукаса, были в надежде (или, может быть, даже уверенности), что уже само восстановление независимости Латвии станет способствовать тому, что все желающие (конечно, интегрируясь!) смогут свободно сохранять собственные национальные корни, лелеять семейные традиции этого толка, язык, религию…
— Именно Ита предложила вас на должность главы АНКОЛ. Как это было?
— В одном из кабинетов тогдашней Рижской думы, где трудился один из наших сподвижников той поры (нынче в здании располагается МИД ЛР), на заседании совета образовавшегося к тому времени АНКОЛ Ита Козакевич сообщила об отъезде из страны крымского татарина Рефата Чубарова. Он с 1988 года исполнял обязанности председателя правления новообразованной организации. Далее прозвучали слова, что необходимо избрать нового главу ассоциации. Ита продолжила: «Важнейшие политические вопросы в основном уже решены, Латвия теперь независимая, демократическая и свободная страна. Далее нам нужно больше заниматься культурой. И я предлагаю избрать председателем АНКОЛ Раффи Хараджаняна — у него большие знания и опыт в этой сфере».
В то время я был вполне «процветающим»: доцентом Латвийской консерватории, кандидатом искусствоведения, членом Союза композиторов Латвии, широко концертирующим музыкантом — в фортепианном дуэте с замечательной пианисткой Норой Новик.
К моему изумлению и некоторой доле смущения, предложение Иты тут же было принято. Причём единогласно! Я лишь успел вымолвить: «Раз нужно — так нужно. Paldies visiem! Только, пожалуйста, финансовыми вопросами нагружайте поменьше, не моё это!». Шел тогда 1990 год.
Вскоре после сего заседания Ита отправилась в поездку в Италию, оказавшуюся для нее гибельной. Ошарашенный трагическим известием об ее уходе, я затем видел её лишь во время движения похоронной процессии по Домской площади, где народу собралось видимо-невидимо.
А спустя некоторое время, как-то совершенно естественно, в АНКОЛ мы приняли решение о присвоении имени Иты Козакевич нашей многосоставной организации — Ассоциации Национальных культурных обществ Латвии, где я, с её легкой руки, продолжаю являться «центральной фигурой» — как недавно выразилась одна из рижских дам. Да, являюсь таковой, хотя должность сия выборная — каждые три года на выборах общего собрания требуется подтвердить свое соответствие ей.
— Видела ли Ита Дом на ул. Слокас, 37?
— Старинный дом (в нём располагался райком партии под руководством Альфреда Рубикса), который латвийское государство за заслуги в восстановлении независимости ЛР передало в собственность (!) АНКОЛ. Да ещё закрепило сей щедрый дар специальным Законом страны, подписанным президентом Гунтисом Улманисом (на такой шаг Сейм надоумил тогдашний депутат Владлен Дозорцев, известный поэт).
Отвечаю: нет! Ита не успела это сделать. И все «бойцовские качества» по дальнейшему отстаиванию здания, по «отбрыкиванию» от распускающих на здание губы, пришлось проявлять мне и моим уважаемым коллегам. Да, Ита не успела побывать на Слокас, 37, но мы помним её.
Помним, развивая высказанные ею идеи. Помним, когда любуемся портретом Иты, который вывешен в фойе первого этажа Дома АНКОЛ. Помним и юбилейными концертами, которые организуем. Такой, к примеру, был проведен в связи с ее 60-летием. А сейчас вот соответствующая программа прозвучит к 70-летию Иты. Прозвучит именно в день рождения замечательной женщины — 3 июля в 18:00.
Ита прожила лишь 35 лет. И столько же на данное время она пребывает в мире ином. Однако след ею оставлен такой, что не стирается. И, думаю, не сотрётся…
— Какова программа юбилейного концерта?
— Разумеется, прозвучат воспоминания и размышления тех, кто вправе это делать. Но будет и много музыки. Акцент сделан на польскую классику — Шопен, Монюшко, Карлович, Огинский… Однако прозвучат и Язеп Витолс, Лысенко, украинские народные песни.
Исполнители? Они отличные! Причём все будут выступать на общественных началах — из уважения к юбиляру и АНКОЛ, у которого финансы нынче «поют романсы» (эй, спонсоры, отзовитесь, поддержите, посодействуйте «Острову света», как сами посетители сейчас называют АНКОЛ!).
Перед вами будет музицировать великолепный пианист Рейнис Зариньш, мой ученик. Будут петь голосистый молодой рижанин Даниил Луговский и Рижский украинский ансамбль «Дівчата» (его в основном составили беженки). Услышим камерную группу ансамбля Morgenrot Рижского Немецкого культурного общества и целый ряд других талантов.
Ждём в гости заметные общественные фигуры страны. Их посещение, понятное дело, придаст мероприятию особый вес. Вход свободный. Цветы и пожертвования приветствуются. Добро пожаловать! Но предупреждаем, зал не резиновый, приходите заранее.
