В последние недели Литва столкнулась с гибридными атаками со стороны Беларуси, связанными с влётом контрабандных воздушных шаров в воздушное пространство Литвы, что также нарушило работу Вильнюсского аэропорта. В среду правительство Литвы приняло решение закрыть границу с Беларусью на один месяц.
Как пояснила Ругинене на пресс-конференции, за последнюю неделю литовские ведомства много работали, и ситуацию удалось взять под контроль. Общение с партнёрами, в том числе с Латвией, добавляет Литве уверенности, она не чувствует себя одиноков перед лицом гибридных угроз.
По мнению премьер-министра Литвы, закрытие границы работает, и для Беларуси это болезненный шаг. «Я не могу раскрывать все детали, но хочу сказать, что этот инструмент работает, и он действительно вредит недружественной нам стране. Это произошло не потому, что мы просто этого хотим, а потому, что мы предпринимаем те действия, которые остановят атаку, которую мы пережили в последние дни. Это означает, что параллельно мы активируем и активно работаем со всеми дипломатическими службами. В настоящее время готовится предложение о более широком пакете санкций», — сказала Ругинене.
Силиня со своей стороны подчеркнула, что Латвия поддерживает Литву во время этих гибридных угроз и что предстоит ещё много совместной работы, чтобы избежать подобной гибридной активности. Обе стороны согласны с тем, что необходимо укреплять безопасность и оборону стран Балтии и НАТО.
По мнению Силини, у Латвии ещё есть возможности для манёвра в отношении того, закрывать ли границу между Латвией и Беларусью, но сейчас этого делать не будут. Тем не менее, если это будет необходимо, Латвия примет меры.
Что касается вопросов безопасности, премьер-министры говорили не только о бюджетах обеих стран и инвестициях в оборону, но и о более широком контексте, а именно о том, что оборона и безопасность также связаны с гражданским населением, структурами внутренних дел, здравоохранением и так далее. У обеих стран в этом отношении общее видение. Стороны также продолжат поддерживать Украину, и позднее в четверг они будут обсуждать, как обеспечить использование замороженных российских активов.
Премьер-министру Литвы был задан вопрос о том, что она думает по поводу возможного выхода Латвии из Стамбульской конвенции и когда Литва может ратифицировать эту конвенцию. На это премьер-министр ответила, что в Литве вопросы ценностей вызывают много дискуссий и существуют разные мнения. Лично она не видит никаких препятствий, по которым конвенция не могла бы быть ратифицирована в её стране, и она всегда это поддерживала. В конце концов, как сказала Ругинене, это также связано с международными обязательствами и международным имиджем Литвы.
