Русский
php

Подводные кабели — исключить риск диверсий не может даже «Балтийский страж»

Lasīt latviski

В последние годы в Балтийском море неоднократно повреждались кабели связи, линии электропередачи и газопроводы. В некоторых случаях расследование указывает на случайность, в других — есть подозрения в умышленных действиях.

Почти все эти инциденты связаны с коммерческими судами, которые пересекают трассы расположения кабелей, часто при этом волоча за собой якорь. Большая часть подводной инфраструктуры расположена за пределами территориальных вод государств, что существенно ограничивает возможности стран реагировать.    

Как отметил в программе Pasaules panorāma на LTV исследователь Эстонского центра безопасности и обороны Хенрик Пракс, именно правовая неопределённость делает такие инциденты столь сложными.        

«Я почти уверен в том, что риск саботажа сохранится. Невозможно защитить каждый километр подводной инфраструктуры. Мы знаем, что нацеливание на критическую подводную инфраструктуру является важной частью стратегий России. Российские суда проводили разведку подводной инфраструктуры не только в Балтийском море, но и в других частях Европы — в Северном море, Атлантическом океане и других регионах. Морское дно — очень привлекательная среда для такого рода гибридных операций, поскольку можно нанести существенный ущерб, одновременно утверждая, что это всего лишь несчастный случай», — рассказал Пракс.                                                                     

В ответ на эту ситуацию год назад НАТО начала операцию «Балтийский страж» (Baltic Sentry). Ее цель — улучшить наблюдение, координацию и скорость реагирования. В рамках миссии Латвия обеспечивает постоянное присутствие на море, участвует в операциях НАТО и является частью региональной системы, повышающей уровень мониторинга и реагирования на подозрительные инциденты в Балтийском море.

Как рассказал ЛТВ, командующий Морскими Силами, адмирал флота Марис Поленцс, «противник совершенно точно видит эту активность, и мы это наблюдали в течение всего летнего периода — действительно имели место различные действия, связанные с вопросами защиты судоходства. Но я бы сказал, что это не только заслуга Baltic Sentry.

«Балтийский страж», конечно, играет большую роль, но здесь уже возникают вопросы последующего расследования, привлечения к ответственности путем судебны процессов, страховых разбирательств с владельцами и т.д.

Это не самые приятные процессы. Соответственно, это снижает интерес к таким действиям, и количество инцидентов уменьшается».

Хотя реакция на подозрительные случаи стала быстрее, полной безопасности это не гарантирует. Так, в начале 2026 года был поврежден кабель связи между Лиепаей и Палангой — расследование по этому делу продолжается. В конце 2025 года финские власти задержали судно, которое, как подозревают, специально волочило якорь и повредило кабель связи между Финляндией и Эстонией. Финская полиция освободила судно, однако расследование в отношении отдельных членов экипажа продолжается.

Чаще всего о такого рода повреждениях становится известно лишь постфактум. Возможное решение, по мнению компании Euroatlas, следует искать в технологиях.

«Мы разработали автономный подводный аппарат под названием Gray Shark. Он предназначен для длительного наблюдения и миссий, так как нет необходимости возвращать его каждые два или четыре дня для подзарядки. Он способен работать неделями, обеспечивая постоянный мониторинг критической инфраструктуры и морского дна в целом. Это решение не предназначено для замены существующих сил — нет. Скорее, оно выступает как мультипликатор возможностей уже имеющихся средств, обеспечивая дополнительные «глаза и уши», особенно в самой сложной для наблюдения среде — под водой», — рассказала директор по стратегии и партнерству компании Euroatlas Веринея Кодреана.

В свою очередь, Поленцс отметил, что нужны и корабли в море, и эти технологии. Он напомнил, что раньше в таких операциях применяли самолеты морского наблюдения, а сейчас многое делается уже с помощью дронов, используются и подводные сенсоры.

Поленц подчеркнул, что технологии никогда не заменят корабли в море и объяснил, почему об угрозах подводным кабелям так часто говорят именно в контексте Балтийского моря. «Балтийское море сравнительно мелкое и узкое. В нем сосредоточено большое количество коммуникационных и энергетических соединений, при этом судоходство здесь очень интенсивное», — пояснил Поленцс.

КОНТЕКСТ:

В последние годы в Балтийском море неоднократно фиксировались случаи повреждения подводной инфраструктуры.

25 декабря 2024 года был поврежден электрокабель EstLink 2, соединяющий Эстонию и Финляндию, а 17 и 18 ноября в Балтийском море в территориальных водах Швеции были повреждены два подводных кабеля связи — один соединяет Финляндию и Германию, другой — Швецию и Литву.

В большинстве случаев ответственность за эти повреждения возлагается на так называемые суда российского «теневого флота» — устаревшие танкеры и грузовые суда, которые повреждают подводные кабели, сбрасывая якорь и волоча его по морскому дну.

14 января 2025 года на встрече лидеров стран НАТО Балтийского региона было объявлено о новой военной операции НАТО Baltic Sentry («Балтийский страж »), целью которой является защита критической инфраструктуры в Балтийском море.

26 января 2026 года в Балтийском море был поврежден оптоволоконный кабель LVRTC. По подозрению в его повреждении было задержано норвежское судно Silver Dania, следовавшее из Санкт-Петербурга в Мурманск и имевшее на борту российский экипаж.