Русский
php

Перед Сеймом 29 октября устроят пикет с кастрюлями против выхода из Стамбульской конвенции

На прошлой неделе Сейм 52 голосами «за» поддержал законопроект о денонсации конвенции. Такое решение, как ставящее под угрозу достигнутый прогресс в области прав человека и гендерного равенства, вызывает возмущение в обществе. Да, одновременно Сейм поддержал декларацию «О нетерпимости к насилию», которая представлена как альтернатива конвенции, отмечают организаторы пикета. Однако такая декларация не заменяет международно признанный механизм, предусмотренный Стамбульской конвенцией и обеспечивающий реальный мониторинг, подотчётность и международную поддержку в деле предотвращения насилия. Декларация — лишь кажущееся решение, на самом деле отказ от конвенции ослабляет защиту от насилия и подрывает авторитет Латвии на международном уровне.

«Выход из Стамбульской конвенции означал бы отход от принципов демократии и прав человека. Это посылает опасный сигнал о том, что государство готово закрывать глаза на насилие и неравенство», — отмечает центр Marta.

Предложение денонсировать конвенцию, кроме всего прочего, используется в качестве политического инструмента для преследования трансгендерных людей и других уязвимых групп общества, создавая ложное впечатление, будто их права представляют угрозу для общества. На самом деле именно включение и защита этих групп укрепляют демократию и общую безопасность. Подобная риторика является частью более широких авторитарных процессов, в которых права человека ограничиваются, а общество разделяется под лозунгами «традиционных ценностей» и «гендерной идеологии».

Центр Marta призывает Сейм отклонить законопроект во втором чтении и подтвердить приверженность Латвии демократии, гендерному равенству и правам человека. Равное, инклюзивное и безопасное общество — основа сильной страны, и эта основа не должна быть разрушена из-за политических интересов или идеологических игр.

Акция протеста состоится 29 октября в 18:00 перед зданием Сейма. Всех желающих примкнуть к пикету призывают выразить свою позицию, принеся латвийские флаги, кастрюли, сковородки и ложки для шумового сопровождения — чтобы показать, что нам всё равно.

Стамбульская конвенция вступила в силу в Латвии не далее как 1 мая прошлого года. Она предусматривает, что ратифицировавшие конвенцию государства обязуются создать широкий правовой и практический механизм защиты женщин и других жертв насилия, а также обеспечить всестороннюю помощь и поддержку. 

Основная цель Конвенции (полный текст на русском языке — здесь), как следует из названия, — предотвращение насилия в отношении женщин и вообще домашнего насилия как такового, борьба с дискриминацией, поощрение полного равенства среди мужчин и женщин и др.

25 сентября Сейм поддержал начало выхода из Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием против женщин и в семье — т. н. Стамбульской конвенции.

Представители оппозиции и эксперты выражали опасения по поводу последствий такого шага. Депутат Эдмунд Цепуритис отметил, что денонсация может ограничить права человека и негативно повлиять на международный имидж Латвии. Депутаты также обсуждали возможное влияние на экономику и привлечение иностранных инвестиций. С принятием документа Латвия станет одной из немногих стран, отказавшихся от международного соглашения, направленного на защиту женщин и детей от насилия. Противники изменений подчеркивают, что таким шагом Латвия двинется вспять, а кризисный ресурсный центр для женщин Marta предупреждает: больше всего от этого пострадают жертвы насилия.

Как сообщал ранее LSM+, после нескольких часов дебатов в ноябре 2023 года Сейм во втором и окончательном чтении (документ рассматривался в срочном порядке) проголосовал за ратификацию Стамбульской конвенции — с оговоркой, что при ее применении будут использоваться принципы и нормы, прописанные в Сатверсме.

В Латвии вопрос о ратификации Стамбульской конвенции возникал регулярно, а в последний раз интерес к нему со стороны политиков и общества вырос после того, как в Екабпилсе 53-летний Леон Русиньш убил бывшую спутницу жизни, которая многократно обращалась к правоохранительным органам с просьбой защитить ее.