По словам эксперта, находясь в Европе, невозможно в полной мере оценить, какие изменения произошли внутри самих Соединенных Штатов. «Мы, находясь в Европе, в Латвии, видим намного меньше, чем это видно в самих США.
Не стоит забывать, что главная задача Дональда Трампа — работа со своим электоратом.
И огромная часть его обещаний касалась именно внутренней повестки, а не международной», — отметил Потапкин.
Он подчеркнул, что по ключевым направлениям, с которыми Трамп шел на выборы, определенные шаги были сделаны. «Было ужесточение миграционной политики, велась работа по улучшению торгового баланса, активно обсуждались тарифы. Где-то получается, где-то нет, но его избиратель видит: президент либо выполняет свои обещания, либо по крайней мере стремится это делать», — сказал эксперт, добавив, что для европейцев эта часть политики часто остается за кадром.
Ожидания и реальность
Совсем иначе, по его словам, выглядели ожидания от внешней политики США.
«Было одно очень четкое ожидание — окончание войны в Украине к моменту вступления Трампа в должность. Он обещал, что закончит войну еще до того, как войдет в Овальный кабинет»,
— напомнил Потапкин.
Однако уже в первые месяцы стало ясно, что эти ожидания не оправдаются. Переломным моментом для Европы эксперт назвал Мюнхенскую конференцию по безопасности. «Там прозвучала знаменитая речь вице-президента США, которую некоторые позже назвали днем независимости Европы.
Эта речь показала, что при Трампе отношения между Европой и Америкой уже не будут прежними», — отметил он.
По словам Потапкина, речь была жесткой и во многом атакующей. «Европу обвинили и в пренебрежении собственной безопасностью, и собственной демократией, и фактически в поддержке правых сил. И именно тогда стало понятно:
Европе придется избавляться от прямой зависимости от Соединенных Штатов, по крайней мере в вопросах безопасности, и не рассчитывать на быстрое окончание войны в Украине»,
— сказал эксперт.
Он подчеркнул, что за прошедший год Европа начала делать выводы. «Мы увидели рост оборонных бюджетов, попытки возрождения оборонной промышленности. Это прямое следствие понимания, что прежняя модель больше не работает», — отметил Потапкин.
США и страны Балтии
Объясняя позицию США в отношении стран Балтии, эксперт был сдержан. «Если говорить о Латвии, показательно, что за год Дональд Трамп или госсекретарь Рубио ни разу не встретились отдельно с латвийскими лидерами», — сказал он.
По его словам, это говорит не о потере значения региона, а о другом уровне внимания. «Географический регион важен, он стратегически важен для американского присутствия. Однако
есть большие сомнения, что Дональд Трамп готов погружаться в детали маленьких стран Европы, таких как балтийские государства»,
— пояснил Потапкин. При этом, добавил он, для Латвии жизненно важно сохранять максимально аккуратные отношения с США ради американского военного присутствия в регионе.
Мир в Украине
Говоря о перспективах окончания войны в Украине, эксперт выразил скепсис.
«Дональд Трамп умеет удивлять неординарными подходами, и, конечно, всем хотелось бы, чтобы он одним решением разрубил этот гордиев узел. Но прошедший год показал, что вся его фантазия разбивается о позицию Путина»,
— сказал Потапкин.
По его словам, каждый раз, когда Трамп считал, что смог в чем-то убедить российского лидера, ситуация возвращалась к исходной точке. «Россия снова и снова озвучивает те же самые максималистские требования, от которых не отступает, и продолжает играть с Трампом в игру обещаний», — отметил эксперт.
Трамп и Гренландия
Отдельно он остановился на ситуации вокруг Гренландии. Несмотря на резкие заявления, эксперт не видит предпосылок для реального силового сценария. «Дональд Трамп как главнокомандующий может отдать приказ о любой операции, но финансирование все равно лежит на Конгрессе. А там у него нет поддержки для военной операции против союзников и членов НАТО», — подчеркнул Потапкин.
По его словам, в самих Соединенных Штатах нет ощущения, что конфликт с Европой ради Гренландии соответствует интересам страны. «Трамп умеет удивлять, и в его случае возможно многое. Но войны с Европой ради Гренландии американское общество точно не ждет», — резюмировал эксперт.
