Уровень позитивных ожиданий в связи с саммитом НАТО в Гааге был так низок, что по итогам — вполне приличным — тот стал казаться большим достижением. Ну ведь правда — никто ни с кем не поссорился, никто ниоткуда не вышел, и 5-ю статью Североатлантического договора не отменили.
● Это — авторская русская версия текста.
Авторську версію українською можна прочитати тут.
Как раз наоборот, была принято подготавливаемое ранее решение об увеличении оборонных расходов до 5% ВВП (правда, только к 2035 году). Причем оговорено, что в этот объем будут включены средства, выделяемые на поддержку Украины. То есть де-факто, финансирование украинских вооруженных сил включено в бюджет Альянса. Да и вообще,
на украинском треке в Гааге все было намного лучше, чем ожидалось.
Все же состоялась встреча президентов США и Украины. После нее Трамп впервые четко, без оговорок сказал добрые слова о мужестве украинцев, защищающих свою страну. Ну а его общение во время пресс-конференции с журналисткой Украинской службы Би-би-си Мирославой Пецой, муж которой сейчас защищает Украину, по задушевности было больше похоже на нечто предвыборное. Далее важен практический итог — найдет ли Трамп системы ПВО Patriot, которые в общении с украинкой обещал «поискать». К тому же это, кажется, приоткрывает возможность к дальнейшим поставкам оружия Украине. Но пока…
Тут можно было бы перейти к продолжению разговора по принципу «с другой стороны» / «теперь о недостатках»: мягкость, расплывчатость и необязательность многих формулировок, в том числе, по поводу агрессии и агрессивности России, поддержке и перспективах Украины и т.д.
Но более важными кажутся другие аспекты. Сами особенности организации этого саммита «специально для Трампа». К чему демократический мир и свободная пресса начинают привыкать, как к некой новой нормальности? При всех положительных моментах пресс-конференция президента США — внешне, — выглядела ужасно. Что-то из фильмов фэнтези: солидный возрастной правитель в центре и два крепких молодых лорда с двух сторон, готовые в нужный момент выйти к трибуне, чтобы сказать речь о силе и мудрости властителя.
Не радуют также подчеркнуто мягкие, а то и заискивающие интонации в вопросах журналистов. Пиком — вопрос финской журналистки: как игралось Трампу с президентом ее страны Стуббом в гольф?..
Это уж очень похоже на «прессухи» Владимира Владимировича.
Нет, ну понятны глубокие политические смыслы, с которыми задавался этот вопрос, но послевкусие скверное. И ведь наступит привыкание.
А пока еще вызывает в Европе внутренний протест и то, что генсек НАТО (родом из Гааги) Марк Рютте то ли назвал, то ли не назвал заокеанского президента «папочкой» при европейских детишках. Рютте даже пришлось давать отдельные пояснения по этому поводу. Но надолго ли такая фронда в условиях «новой нормальности»?
Ведь в ее рамках эксперты уже несколько месяцев спокойно и логично пишут о том, что новый президент Штатов любит королей, августейшую атрибутику, поэтому нужно делать особый акцент на приеме его королевской семьей. В Нидерландах именно это мы и видели. Получается интересный вариант разнобоя в трансатлантическом единстве — между американской протестной волной No Kings и новой европейской традицией Like a King.
(Впрочем — попутно — порадоваться демократическому (не только в смысле партии) американскому протесту тоже не получается. Как и предсказывалось, вырисовывается не возвращение к центру, а поляризация по принципу «назло». В либеральном, деловом, вольном Нью-Йорке на праймериз демократов побеждает малоизвестный до недавних пор левак. Его, конечно же, с энтузиазмом поддержали другие звезды далекого от центра левого крыла американской политики: конгрессвумен Окасио-Кортес и сенатор Сандерс.)
Но вернемся от американских дел к европейским. И к «коалиции желающих», «коалиции решительных». В испарениях теплой королевской ванны, подготовленной для Трампа в Гааге, возникает вопрос — насколько сильно это желание и насколько крепка эта решительность? Не сведется ли всё лишь к двум пунктам: посильной финансовой и оружейной поддержке Украины (что уже хорошо и что тоже очень важно), а также заискиванию перед «папочкой», чтобы тот не бросал европейских «детишек»?
Первое может быть несколько обременительно, а второе несколько унизительно. Но в сумме это проще, чем энергичная, системная, проактивная работа
по самообеспечению безопасности пространства, на котором живешь и которым покамест управляешь.
Так со временем может сложиться прагматичный стереотип, «золотой стандарт» подобных мероприятий. Пункт первый: уважительное выделение пакета помощи Украине (однако с формулировками, которые бы не разозлили Белый дом). Пункт второй: оглашение перспективных европейских планов развития ВПК, перевооружения и увеличения армии — в самом близком, но все-таки более-менее отдаленном будущем. Ну и главное — восседание Трампа на торжественном мероприятии рядом с королевской семьей (слава богу, в Европе таких много).
Такие вот тактические хитрости, которые от частого употребления могут стать комфортной стратегией. А что — «помните, в Гааге-то сработало? Ведь так хорошо получилось…» Тут правда, есть закавыка.
Уникальность момента в том, что Трамп приехал туда в эйфорическом настроении — как решительный и победительный бомбила иранской ядерной программы.
Вряд ли такое будет случаться часто. А в плохом настроении ему и теплая ванна может не понравиться. Или слишком холодная, или слишком горячая, или пена не тем пахнет…
Может, прошло еще слишком мало времени, но хочется увидеть от Европы больше решительности в реализации других стратегий обеспечения безопасности кроме этой, известной по пингвинам из американской же анимэ-франшизы «Мадагаскар»: «Улыбаемся и машем!»
