С 30 июня в Риге закрывается старый центр помощи украинским беженцам на ул. Палес, 9 и открываются два новых пункта — в муниципальных центрах обслуживания клиентов на ул. Эдуарда Смилгя, 46в и на ул. Даугавпилс, 31. О том, как меняется система поддержки беженцев, и какие процессы происходят в этой среде, передаче «Домская площадь» на Латвийском радио 4 рассказал Петерис Грубе, руководитель отдела поддержки украинских жителей столичного Центра по работе с жителями.
Чиновник пояснил, что закрытие центра помощи украинским беженцам на ул. Палес 9 связано с тем, что в последнее время он уже не использовался в полной мере и его решили переместить по двум новым адресам. «Людям это будет географически ближе — пункты располагаются по обе стороны Даугавы. Удобство еще и в том, что по тем же адресам находятся отделения миграционной службы», — говорит Грубе.
«В последнее время поток украинских беженцев в Латвию уменьшился, но остается стабильным. Как только в Украине происходит очередная серия атак, мы видим всплеск приезжающих», — отмечает он.
Беженцы приезжают не только из Украины, но и из других стран, куда они первоначально уезжали. Мотивы переезда разные: у кого-то в Латвии оказались родственники или друзья, кто-то не прижился в другой стране, не нашел работу. Большинство переехавших — люди в возрасте и женщины с детьми.
Сейчас в Риге проживают около 20 тысяч украинских беженцев. Две трети из них работают.
«Украинцы — люди трудолюбивые, они очень быстро находят работу. За 3 года мы провели 26 трудовых бирж — находили работодателей и устраивали им встречи с теми, кто ищет работу. Процент случаев трудоустройства был очень большой. Сейчас спрос на биржи несколько спал. В последнее время люди из Украины уже сами знают, как находить работу, и делают это очень быстро. Видимо, работает “сарафанное радио”», — рассказывает Грубе.
В начале войны центр посещали свыше 1000 человек в день, сейчас — 200 человек в день. Круг вопросов, с которыми украинские беженцы обращаются в центр помощи, остается неизменным: оформление документов, устройство детей в садик или школу, весь спектр социальных услуг.
Среди главных проблем, с которыми сталкиваются беженцы, — трудности с образованием. «Если ребенок поступил в садик или школу, с ним работают специальные педагоги. Первым делом он учит язык, и у детей это получается намного быстрее и проще. Проблема в том, что образование для украинских детей у нас не является обязательным. Соответственно, часть детей учатся не в латвийских школах, а в режиме онлайн в украинских, тем самым выпадая из поля зрения образовательных служб», — отмечает собеседник Латвийского радио 4.
Возглавляемый им центр активно сотрудничает с различными неправительственными организациями по поддержке украинских беженцев, которые предоставляют такие услуги, как продовольственная и материальная поддержка, курсы латышского языка, услуги менторов, мероприятия по социально-экономической интеграции и т.д.
По наблюдениям Грубе, абсолютное большинство украинских беженцев планируют вернуться на родину: «Конечно, есть те, кому возвращаться просто некуда — все их имущество уничтожено. Такие люди планируют остаться здесь навсегда. Но большинство хотят вернуться».
