Сегодня исполняется 85 лет с начала оккупации Латвии советскими войсками. 17 июня 1940 года страна утратила государственную независимость на полстолетия. Об этом нельзя забывать, об этом необходимо говорить — чтобы в условиях новых геополитических угроз общество прилагало все усилия для защиты своей страны, заявила на Латвийском телевидении председатель Сейма Дайга Миериня.
«Для нас важно говорить о событиях 85-летней давности хотя бы потому, что мы хотим сохранить свое государство, и чтобы у нас больше никогда не наступил такой же «страшный год». Наши вооруженные силы и Министерство обороны делают всё, чтобы охранять нашу границу, модернизировать армию, чтобы действительно увеличить оборонные способности, и основание для этого — несколько важных решений, вот хотя бы готовность уже сейчас направить 5% ВВП на укрепление обороны. Ясно, что для Латвии это, возможно, не столь много в сравнении с более крупными странами, но все равно это — наша добрая воля, и наши союзники видят, что страны Балтии — пример того, как мыслить и реально действовать в такой ситуации», — сказала спикер.
В ночь на 15 июня 1940 года советские пограничники напали на латвийских пограничников у села Масленки. В этом столкновении погибли трое латвийских пограничников и жена начальника пограничной охраны, а советская сторона захватила с собой еще 10 пограничников и 16 частных лиц. На следующий день народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов зачитал ультиматум латвийскому посланнику в Москве Фрицису Коциньшу, требуя от правительства Латвии отступить и пропустить в нашу страну контингент советских войск. Уже утром 17 июня Красная армия перешла границу нашей страны, 18 июня в Ригу прибыл эмиссар СССР, заместитель наркома иностранных дел Андрей Вышинский. Днем позже он вручил президенту Латвии Карлису Улманису утвержденный в Москве состав Кабинета министров Латвии во главе с Августом Кирхенштейном. 20 июня кабинет был сформирован, и 21-го президент Улманис официально принял новое правительство Кирхенштейна и освободил политических заключенных из тюрем. Латвия оказалась в полной власти иностранной армии, и ее законное правительство утратило дееспособность. Это было грубейшим нарушением международного права, а также ранее заключенных соглашений.
