Русский
php

Новая жизнь дворца в Межотне: когда скромность экспозиции — достоинство

…Все лето собираюсь в Межотне. В июле, оказавшись практически рядом, в Рундальском дворце, с грустью смотрю с противоположный берега Лиелупе. Был ведь прежде пешеходный мостик, по которому в считанные минуты можно было оказаться на другом берегу!.. Нынче летом, увы, высокий уровень воды в реке поставить его не позволил. Поэтому визит приходится отложить.

И вот теперь, в сентябре… Сколько угодно раз можно видеть на фотографиях и в телесюжетах интерьеры одного из красивейших латвийских дворцов — и по-новому восхититься, увидев воочию. 

В будний день в сентябре посетителей очень не много. Вы даже можете оказаться во единственным посетителем дворца. Купив билет (5 евро для взрослых), получаете на время визита что-то вроде индивидуального путеводителя, описывающего музейные экспонаты.

Впрочем, пустынно здесь не всегда. В эти выходные, например, в Межотне проходит большой слет клуба владельцев «Мерседесов». Со следующего года планируется проводить в залах дворца также небольшие временные выставки. А пока…

Надеваете синие бахилы и — вперед, в красоту нарядного, элегантного, светлого пространства.

Дворец в Межотне, построенный в стиле классицизма в конце ХVIII — начале ХIX века в отличие от многих курземских дворцов, построенных в том же духе, сохранил богатство и красоту внутренней отделки. И этим особенно интересен.

Плюс — кое-что из имеющих отношение к Межотне музейных предметов к открытию в новом, музейном, качестве привезли сюда из Рундальского дворца-музея. Экспозиция в парадных дворцовых залах минималистична. Но это можно считать и достоинством: можно не отвлекаясь рассмотреть роскошные дворцовые интерьеры

Дворец построен был по заказу Шарлотты фон Ливен, лифляндской дворянки, воспитывавшей при российском императорском дворе дочерей и младших сыновей Павла I (внуков Екатерины Великой) и удостоенной за свои труды графского и княжеского титулов, передаваемых по наследству.

Проект архитектора Джакомо Кваренги заказчице понравился, но для ее большой семьи дворец показался маловат. Так что доводил его до ума и на месте руководил строительством курляндский архитектор Иоганн Берлитц.

Сама же хозяйки по иронии судьбы побывала здесь только однажды, коротко, проездом в Европу. Но вернулась сюда после смерти: графиню похоронили в Межотне. В одном из залов дворца сегодня есть экспозиция, посвященная роду Ливенов. С портретов смотрят владельцы Межотненской усадьбы.

Неспешно пройти анфиладой парадных комнат, восхититься Купольным залом, где, задрав голову, можно долго рассматривать потолочную лепнину и росписи.

Все, что видишь сегодня здесь, во дворце, вызывает огромное уважение к людям, сделавшим вновь доступным роскошное и элегантно обставленное пространство. Ни для кого не секрет, что под крыло Рундальского дворца-музея Межотненский дворец перешел без дополнительного финансирования, предусмотренного на его содержание.

Отдельная радость поездки в Межотне — особенно с наступлением осени! — прогулка по примыкающего к дворцу английскому парку.  А потом, под сенью дубов на берегу Лиелупе, можно помечтать о том, как уже следующим летом мостик (или же переправа) вновь соединит берега.

И тогда, прямиком из Межотненского дворца можно будет отправиться на левый берег, к городищу Межотне, и к восстановленной рядом с ним Межотненской церкви, превратившейся после реставрации в многофункциональное культурное пространство.