Русский
php

«Не говори по-русски» — Сейм обсуждает запрет общения не на госязыке

В здании парламента — только на латышском языке. Юридическая комиссия Сейма решила внести поправки в Кодекс этики депутатов: теперь латвийские парламентарии должны общаться с представителями общества исключительно на государственном языке. Это касается и интервью на русском языке — в том числе для русскоязычных зрителей. Решение пока не окончательное: его еще должен утвердить Сейм на пленарном заседании. Что об этом думают сами депутаты? И на каком языке они об этом говорят? Об этом — в сюжете LSM+ в программе «Сегодня вечером».

Разрешено только на латышском

Как поясняет Юридическая комиссия, новая норма обязывает депутатов говорить на государственном языке в помещениях парламента — как между собой, так и с представителями общества. Это касается и общения с латвийскими СМИ, в том числе с русскоязычными редакциями.

До сих пор депутаты от партий, ориентированных на русскоязычный электорат, свободно использовали русский язык. Иногда — и представители правящих коалиций. Впрочем, таких в нынешнем составе осталось немного.

Что говорят депутаты

«Я законопослушный человек. И я депутат Сейма. Поэтому на меня, как и на любого другого депутата, распространяются решения, принятые в Сейме».

«Безусловно, депутат, когда начинает свою службу, дает торжественное обещание — или даже клятву — по поводу развития и поддержки латышского языка как единственного государственного. Здесь у меня нет претензий — если речь идет об общении между собой. А вот по поводу общения с обществом, с журналистами — здесь уже возникают вопросы. Если решение вступит в силу, получается, что комментировать на русском будет считаться нарушением этического кодекса. Значит, будем говорить на латышском. Но это не отменяет того, что за пределами парламента мы сможем продолжать говорить по-русски».

«Я всегда буду отвечать на вопросы на том языке, на котором мне их задают. Это демократия. Да, латышский язык — единственный государственный. Но есть и другие родные языки. Пусть люди говорят».

«Однозначно продолжу говорить на своем родном языке — на русском. Закрыть мне рот или каким-то образом ограничить — просто невозможно. Ту ахинею, которая сейчас происходит, надо останавливать. Как? Своим личным примером. И я это буду делать».

«С теми людьми, кому лучше говорить по-русски, я буду говорить. Вы задали мне вопрос — и я сразу вспомнил анекдот, который в таких случаях всегда вспоминаю. Один персонаж поймал золотую рыбку. Она говорит: загадай три желания. А он ей: «Не говори со мной по-русски, не говори со мной по-русски, не говори со мной по-русски». Мы движемся по этому пути. Важно, что именно мы говорим, а не на каком языке».

Что грозит за нарушение?

Если депутат нарушит новое правило, это может расцениваться как нарушение Кодекса этики. Решения о дисциплинарных мерах принимает комиссия по этике. Возможные санкции — от устного предупреждения до запрета участвовать в заседаниях Сейма.

Чтобы поправки вступили в силу, их должно утвердить большинство парламентариев на пленарном заседании.