Широко признанный в музыкальном мире Александр Болдачев (арфа) вновь в латвийской столице — 22 декабря в 19.00 в рижской Реформатской церкви он представляет программу «Рождественское перемирие» в рамках большого тура по городам Европы. Накануне этого события LSM+ задал несколько вопросов Александру.
— Насколько я понимаю, этот концерт какой-то действительно особенный в вашей жизни?
— Это последний концерт моего длинного тура, от Милана до Риги (кроме того, в рамках тура выступил в Берлине, Гамбурге, Белграде, Тбилиси, Ереване, Барселоне, Валенсии, Праге, Цюрихе, Париже, Лондоне, Гданьске, Варшаве, Люцерне). И он посвящён 110-летию рождественского перемирия в декабре 1914 года, когда солдаты отказались воевать на полях Первой мировой войны, играли в футбол, пели песни, вместе выпивали.
Для меня это определение культурной солидарности, когда у людей из разных стран, с разных сторон траншей, окопов, существует одинаковый культурный бэкграунд, которым мамы в детстве пели одинаковые песни. И тогда они смогли спеть вместе рождественские песни, которые ничем не отличаются между собой. И по глубинному уровню эти народы едины, и только верхний уровень, нанесённый социумом, пропагандой, делает их врагами.
Но этот концерт для меня лично ещё и рефлексия и сублимация того, что происходило после 2022 года — не только на Украине, но и по всему миру. Это и моя попытка ответа на вопрос, кто такой русский музыкант.
Я первый в своей семье, кто родился в России — я появился на свете в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде). Мама родилась в Беларуси, папа — в Латвии, в Даугавпилсе. И их родители тоже были из разных стран — из Украины, Финляндии.
Но для меня моя принадлежность к русской культуре — это не только какие-то гены или приобретённые по наследству способности. Моя культурная принадлежность — то, что я могу понимать и транслировать, то что лечит и меня, и окружающих. И
программа, которую я подготовил — она особенная, потому что отвечает на очень многие вопросы из прошлого, она помогает пережить это время. Среди прочего, прозвучат классические произведения и рождественские темы — от Чайковского и Рахманинова до знаменитого украинского «Щедрика».
И эта программа скреплена стихами на пяти родных языках, вес они направлены также на поддержание основанного месседжа, который каждый зритель, естественно, поймёт самостоятельно. А для взгляда вперёд и для надежды в конце будет произведение, которое нам всем знакомо. И также из более современного репертуара — то, что даст людям энергию двигаться вперёд.
— Вы знаете, как следует жить в нынешнее ненормальное время?
— А я бы не сказал, что у нас время ненормальное. Как ни странно прозвучит, по большому счёту нас была небольшая передышка в историческом контексте, когда не на всей земле, а только на небольшом отрезке её люди привыкли более-менее к какой-то стабильности. Но это была очень недолгая передышка, очень недолго длилось то, что мы сейчас называем нормальным.
Мне кажется, что если смотреть на исторический контекст, то нормальное — это то, что сейчас. Да, пандемии, диктаторы, популизм, какая-то бесконечная война (и с самими собой) — это нормально. А вот людям нужно быть ненормальными, чтобы вновь создавать нормальное время.
Это то, что приписывают Чингисхану, говорившему, что слабые люди создают сложные времена, сложные времена создают сильных людей, сильные люди создают простые времена, простые времена создают слабых людей, и так по кругу. Так и сейчас — ненормальные люди создают нормальное время, они приводят нас к пониманию того, что нужно заботиться о каждом моменте и о том, что мы унаследовали и о том, что мы хотим созидать.
Самое главное в такой ненормальности — это то, что ты находишься вне времени, что ты не следуешь за коннотацией сегодняшнего дня, у тебя своя парадигма, она может черпать энергию и силы из прошлого, из будущего. И
ты можешь быть человеком вне времени, вне страны, вне повестки — вот такой вроде как ненормальный человек действительно может менять мир. Так что нужно нам, ненормальным людям, собираться чаще вместе и стараться поддержать друг друга, и стараться не забывать, зачем мы, собственно, здесь на этой планете.
Спойлер: мы на этой планете, чтобы жить жизнью и уметь ею наслаждаться в любой ситуации.
— Так следующий горд будет нормальным — или наоборот? Что вам подсказывает творческая интуиция?
— Думаю, следующий год тоже будет нелёгким. Будет много разных потрясений — хороших, но и плохих, естественно. Надеюсь, хороших будет больше, но есть вероятность, что нам придётся много принимать компромиссов, и будет очень много неприятных разговоров, попыток восстановить нашу нормальность, которую мы, очевидно, уже потеряли начиная с периода ковида.
В следующем году мы будем что-то созидать, объединять, выходить на какие-то новые горизонты, используя и ИИ, и новые технологии. Да, следующий год будет годом потрясений, но мы это всё переживём. И найдем силы, чтобы 2025 год был более спокойным, равномерным и созидательным.
