Это — оригинал материала на русском.
Переклад українською — тут.
В том, что празднование Микельдиена у мадам Хойер будет очень интересным, LSM+ был совершенно уверен.
В Лиепайском музее и его филиалах умеют всё устроить так, что ты зайти не успеешь, а тебя уже втянули в какие-то увлекательные занятия.
На первом этаже большой стол был весь в охапках разнообразной сушеной травы, тут же ступки, пестики, мешочки и баночки — здесь «командовала парадом» сотрудница музея Винета Соловьева, под ее чутким руководством можно было сделать смеси пряностей и травяные мешочки для сна. «Какой запах!..», — восхищалась милая дама, уткнувшись носом в мешочек с травами…
Рядом колдовал потомственный пекарь Айвар Озолс, творил хлеб в местной печке, иногда позволяя любопытным заглянуть внутрь, посмотреть, как пекутся каравайчики. А в центре зала музыканты из сельской капеллы Paurupīte залихватски исполняли народные мелодии.
На втором этаже руцавчанка Мара Тапиня показывала-рассказывала, как делают знаменитое белое руцавское масло, отвечала на многочисленные вопросы и предлагала попробовать масло в трех вариациях — с настоящим ржаным хлебушком, с вареной картошечкой, и «десертном», когда на хлеб с маслицем сверху добавляется брусничное варенье. Мара, то дело переходя с латышского на русский, объясняла, что «базовый» вариант как раз с картошкой, нормальная еда для большой крестьянской семьи, а с вареньем — современная вариация. Все желающие могли попробовать сбить руцавское масло, а это не так просто.
Украинцы, для которых Лиепая стала домом в последние годы, не просто слушали-смотрели-дегустировали, но еще и параллели с родной кухней старались найти.
«Я из Днепра, мы тут уже давно, приехали 1 апреля 2022 года. Очень мне сегодня тут нравится! Давно приметила тут музей, всё хотела сюда попасть, и вот так хорошо совпало. Мне история очень нравится. А здесь замечательно — все деревянное, натуральное, дух того времени витает…», — рассказала Юлия.
«Мы с двумя детьми приехали два года назад, в конце августа 2023 года. Мы с Херсонщины, полтора года провели на войне… Левый берег до сих пор под оккупацией, там постоянные обстрелы, нас топили, убивали… Для меня это очень больная тема, мои пожилые родители до сих пор там. Там нет ни света, ни газа, ни воды, как-то выживают. Они наотрез отказываются уезжать… Здесь, в Лиепае, стараюсь на разные мероприятия ходить. Это сбивание масла нам очень знакомо, у нас в Украине тоже подобное делают, это вкусно, мне нравится. Я уже сделала своим детям подушки из трав для хорошего сна, а для себя сделала смесь пряных трав — надо было их самой растолочь в ступке. Очень приятно, такой сюрприз домой унесу!» — рассказала Виктория.
В соседнем помещении чистили-резали яблоки, чтобы сделать еще одну порцию яблочного пирога с крошкой. Один противень уже был в духовке, сотрудница музея Раса Залите приоткрыла дверцу — проверить, как он подрумянивается. Аромат разлился восхитительный… Народ то и дело подходил, Раса вместе с коллегой Ингой Зиверте вручали желающим поучаствовать в готовке перчатки и ножики…
Лига Креслиня, координатор проекта Mēs esam blakus («Мы рядом»), в рамках которого обществом Patvērums “Drošā māja” («Убежище “Надежный дом”») в сотрудничестве с Лиепайским музеем и устроили празднование Микельдиена, рассказала, что ее подопечные
украинцы приходят активно, только за первый час мероприятия было около сорока человек.
«Этот проект состоит из очень многих частей, как обычно у нас и бывает. Он проходит в Риге и Лиепае. Расскажу про лиепайскую часть. У нас были экскурсии в Кулдигу и Вентспилс. Был двухдневный лагерь в Вербельниеки для женщин, ищущих работу — очень была хорошая программа, и принимающая сторона организовала всё прекрасно. Сейчас мы празднуем Микели, и будет еще второе мероприятие в музее, на рождество. Будут также интеграционные курсы для тех, кто недавно приехал, две группы смогут заниматься. …Да, у нас был перерыв в работе, когда США по решению Дональда Трампа прекратило финансирование многих проектов. А у нас ведь уже тогда, в январе, мероприятия планировались… Этот проект финансируется из Фонда интеграции общества.
Знаешь, сидели в лагере вечерком, и мне дамы мои говорят — мол, эти шесть месяцев мы так ждали новостей от тебя, о твоих мероприятиях… Они так были рады!
А еще оказалось, что они помнят день, когда впервые меня встретили, говорят: “Мы тебя встретили такого-то числа и поняли, что у нас в Латвии всё будет в порядке”. Мне так приятно было это услышать…», — рассказала Лига Креслиня.
