«С научной точки зрения происходит то, что и должно было происходить в таких условиях. По сути, возобновилась огромная речная пойма, плавни, как мы их называем. И там очень быстро идут процессы возобновления. Потому что там богатые грунты, почва, насыщенная питательными элементами […]. Там очень быстро растет растительность, в первую очередь лесная. Там лес, очень много леса.
Мне, как экологу, очень интересно и приятно наблюдать, как восстанавливается именно речная экосистема.
Вместо водохранилища — река, большая река. Дикая. Она сейчас недоступна для людей, поэтому там все вот буквально, как на каком-то нетронутом континенте. Это уникальное явление»,
— ответил Вадим Манюк на просьбу рассказать о том, что происходит сейчас на месте Каховского водохранилища спустя два года после подрыва захваченной войсками РФ Каховской ГЭС.
Он пояснил, что главную реку Украины, Днепр — во многом из-за каскада гидроэлектростанций (из которых Каховская находилась ниже всех по течению) — в первозданном виде почти нигде не увидишь. Но после вызванной войной техногенной катастрофы вдруг образовались почти 200 километров нормального речного — достаточно быстрого — течения.
«Удивительно чистая вода! […] В разы чище по сравнению с водой водохранилища. Она абсолютно прозрачная, на нее приятно смотреть», — поделился В. Манюк.
«Соответственно, туда возвращается и фауна, которая характерна для рек, и флора. Вот
ихтиологи увидели там осетров, что очень здорово. Орнитологи увидели пеликанов, которых там не было. Почти 200 лет прошло с момента, как исчезли пеликаны.
А в этом году там впервые [с тех пор] зафиксировали пеликанов. Мы, ботаники, видим редкие, очень интересные растения, характерные именно для водоемов, речных пойм. Когда туда приходишь, ощущение, что ты в аквариуме каком-то. Абсолютно прозрачная вода. Какие-то заводи, появились такие виды, которых раньше невозможно было увидеть, когда было водохранилище», — продолжает специалист.
Получается, природа сильнее войны, раз она сумела преодолеть последствия огромной по масштабам катастрофы (по доступным данным, наводнение охватило около 600 кв. км, привело к колоссальным разрушениям и многочисленным жертвам)?
«К сожалению, я не могу сказать, что в целом природа сильнее войны.
Война, к сожалению, сильнее, беспощадней. Когда происходят систематические боевые действия, когда это линия фронта, там природа не может устоять — все уничтожается, все сгорает.
Но здесь совсем другой случай. Это особый кейс. Здесь все не так. Здесь получилось все наоборот. Зарегулирование Днепра — это было плохое решение с точки зрения экологии, неудачное. И то, что его освободили, уничтожили дамбу… хотели как хуже, Враги хотели нам насолить, но в результате сделали только лучше. Они сами этого не ожидали. То есть получилось все здорово. Природа получила возможность проявить свою силу», — ответил собеседник Латвийского радио 4.
«Когда у природы есть возможность, когда люди ее не зажимают, у нее невероятные способности. Вот
представьте: за два года вырос настоящий шести-семиметровый лес!
Если в первый год там были просто тонкие побеги, то сейчас это уже полноценные деревья, стволы в кулак толщиной. И там уже совсем другая жизнь, настоящая лесная жизнь. То есть это история про то, что, если природе дать возможности, она способна на невероятное», — заключил специалист.
