Русский
php

Компенсация за пожертвование — полиция расследует деятельность общества Tev

Lasīt latviski

Полиция начала уголовный процесс

30 июня полиция начала ведомственную проверку в связи с тем, что благотворительная организация — общество Tev — при оказании помощи Украине требовала компенсацию за пожертвования. Спустя четыре месяца, после завершения проверки, полиция начала уголовный процесс.

«В настоящее время уголовный процесс квалифицирован по части третьей статьи 177 Уголовного закона — мошенничество в крупном размере или совершенное организованной группой», — сообщила руководитель отдела по связям с общественностью Госполиции Симона Гравите. Расследование продолжается, поэтому полиция более подробных комментариев не дает.

Что известно?

Первые сигналы о том, что общество Tev требовало деньги с получателей помощи, программа De facto получила 12 июня прошлого года. Согласно Закону о поддержке гражданского населения Украины, конфискованные у пьяных водителей автомобили в Латвии могут передаваться Украине только безвозмездно.

Чтобы проверить полученную информацию, De facto договорилась, что работающий в интересах украинской армии Ярослав позвонит представительнице общества Амеле Аль-Асбахи и поинтересуется возможностью получить автомобиль.

В разговоре с Ярославом она ответила:

«Мы подсчитали, что наши расходы составляют 1000 евро за один автомобиль. И мы просим компенсацию за топливо, чтобы доставить [машину]. […] Также обязательно нужно оформить страховку — это тоже наши расходы. Еще что-то нужно отремонтировать, купить запчасти. Иногда эти автомобили находятся не в Риге. Например, мы в Риге, а машина где-то за ее пределами. Нам нужно покупать или арендовать трейлер и перевозить эти машины. В общем, расходы возникают постоянно. И мы можем передать автомобиль дальше только в том случае, если эти расходы будут компенсированы — это примерно 1000 евро».

В июне прошлого года в интервью Аль-Асбахи не отрицала, что деньги с украинской стороны запрашивались. Однако после этого объяснения общества неоднократно менялись.

Создали этическую комиссию, но не раскрывают ее состав

Сначала ситуацию согласился комментировать член правления общества Мик Дубурс. Однако он быстро передумал и направил письменный ответ. В нем общество указало:

«Процесс доставки автомобилей требует финансовых затрат — топливо, ремонт, страховка, проживание, обратная дорога и т. д. Эти расходы не покрываются ни государством, ни полностью пожертвованиями, полученными в Латвии. Поэтому, когда это необходимо, мы обращаемся за помощью к различным фондам в США, Европе и также в Украине. Это не обязанность — это общепринятая форма сотрудничества между благотворительными организациями».

Он также отметил, что об этом якобы было известно всем, в том числе Государственному агентству обеспечения (NVA), которое отвечает за передачу конфискованных у пьяных водителей автомобилей общественным организациям. Однако общество Tev проинформировало NVA о своем стиле работы уже после интереса De facto.

Позднее, 1 июля прошлого года, общество распространило пресс-релиз для СМИ, в котором отрицало, что запрашивало финансовую поддержку у получателей помощи.

Это утверждение противоречит информации, имеющейся в распоряжении De facto. При этом важно подчеркнуть: вся информация De facto о том, что общество требует деньги за конфискованные автомобили в Украине, связана именно с Аль-Асбахи. Неизвестно, знали ли об этом и что именно знали другие представители общества.

Также общество заявило, что создало этическую комиссию, задачей которой является оценка соответствия поступающих пожертвований ценностям организации. На этот раз в Tev согласились общаться только письменно и через своего адвоката Гатиса Дирненса, однако не раскрывают, кто входит в эту комиссию и что до сих пор было рассмотрено.

«Общество рассмотрело ряд вопросов и обстоятельств и пришло к выводам определенного характера. У общества есть позиция относительно дальнейших действий, которые будут реализованы независимо от наличия или отсутствия ваших вопросов», — написал Дирненс.

NVA не сотрудничает с обществом Tev

Изначально доставкой конфискованных у пьяных водителей автомобилей в Украину занимался только так называемый Twitter-конвой — общество Agendum. Позднее NVA начала сотрудничать и с другими негосударственными организациями. Сотрудничество с Tev началось после того, как сама организация обратилась с такой просьбой в Министерство внутренних дел. Летом NVA прекратило сотрудничество.

«Началась ведомственная проверка, и, соответственно, сотрудничество было прекращено. Это было решение нашего учреждения», — заявила представитель NVA София Упатниеце.

Министр внутренних дел Рихард Козловскис («Новое Единство») отметил:

«Завершение ведомственной проверки и возбуждение уголовного процесса очевидно свидетельствует о наличии оснований для его начала.

Возможно, и о потенциальном совершении преступного деяния. Также следует отметить, что в рамках уголовного процесса можно проводить специальные следственные действия, которые недопустимы на других стадиях. [Уголовный процесс], возможно, необходим и для получения и закрепления нескольких доказательств о том, произошло или не произошло преступное деяние».

De facto неоднократно просило NVA предоставить возможность ознакомиться с документами, в которых указаны получатели автомобилей в Украине. Это позволило бы понять, скольким получателям представитель общества заявляла, что автомобиль будет отправлен в Украину при условии компенсации в тысячу евро, а также — платил ли кто-либо эту сумму. Однако во время уголовного процесса NVA эту информацию не предоставляет.

Адвокат: обществу может быть присвоен статус потерпевшего

Из письменного ответа адвоката общества следует, что в уголовном процессе Tev может быть присвоен статус потерпевшего.

«Согласно имеющимся в распоряжении общества сообщениям процессуального руководителя, утверждается, что на данный момент материалы уголовного процесса не содержат сведений о применении к обществу статуса потерпевшего. Учитывая имеющуюся у общества информацию, по нашему мнению, в ближайшее время эта ситуация должна существенно измениться, и обществу будет присвоен этот статус», — написал Дирненс.

Он также отметил, что «сам факт возбуждения уголовного процесса по сути ничего не означает».

«Уголовный процесс может быть начат и в том случае, если информация содержит сведения о возможном преступном деянии и их можно проверить только средствами и методами уголовного процесса», — добавил адвокат.

Конфискованные автомобили продолжают отправлять в Украину

Пока сотрудничество с обществом Tev приостановила и Рижская дума, которая ранее неоднократно выделяла обществу автомобили для доставки в Украину. Между думой и обществом Tev также существовал договор на сумму 100 тысяч евро о строительстве убежища в украинском городе Чернигове. В настоящее время активного сотрудничества между сторонами нет.

«Последние договоры о предоставлении помощи гражданскому населению Украины через общество Tev были заключены ранней весной прошлого года, еще в предыдущем созыве. Был договор о строительстве убежища в Чернигове. Насколько мне известно, оно построено», — сообщил мэр Риги Виестур Клейнбергс («Прогрессивные»).

В настоящее время в Латвии по-прежнему продолжается передача конфискованных у пьяных водителей автомобилей в охваченную войной страну. На этой неделе Кабинет министров утвердил безвозмездную передачу Украине 21 транспортного средства. Доставку автомобилей в Украину поручили трем негосударственным организациям — обществу Agendum, обществу Tavi draugi и фонду Entrepreneurs for Peace.