Какой он, мужчина-танцор?
Хотя имя Айги Редмане в фотографии хорошо известно, в контексте современного фототворчества это ее первая персональная выставка. Куратор Ивета Габалиня отмечает, что работа над серией, посвященной танцу, велась несколько лет, а особое внимание фотограф сосредоточила на мужских портретах в танце.
«Это многолетний проект, в котором она изучала тему танца и одновременно мужское присутствие в нем. То, что мы видим на выставке, – яркий и узнаваемый авторский почерк, проявляющийся через эстетику снимков. Проект очень личный, ведь сама Айга танцует.
Исторически фотографии танца часто показывали женщину-танцовщицу, а фотографом обычно был мужчина. Здесь же ситуация обратная: женщина, сама будучи танцовщицей, наблюдает мужчину-танцора,
– объясняет Ивета Габалиня.
Айга Редмане рассказывает, что хотя она не танцует профессионально, танец сыграл важную роль в ее жизни и сильно повлиял на ее фотографический стиль.
«У меня почти двадцать лет опыта в портретной фотографии, и я снимала очень много женщин, в том числе танцовщиц и связанные с ними события. Со временем я почувствовала, что в моем опыте чего-то не хватает – мужского присутствия и в фотографии, и в танце. Мужчины в танцевальном зале – редкость. Меня интересовало, что значит быть мужчиной-танцором, и чисто человеческое любопытство: кто такой мужчина-танцор», – делится фотограф.
Не откладывай то, что хочешь сделать
История о мужчине-танцоре в жизни Айги Редмане ведет еще дальше в прошлое. Она объясняет свою мотивацию обратиться к теме танца.
«Моя первая авторитетная фигура – балетный танцовщик Алексей Авечкин. Его танец вызывал во мне сильный эмоциональный отклик, и я мечтала его сфотографировать. Несколько лет я размышляла, как хочу это сделать. Время шло, пришел момент, когда я была готова, была площадка для публикации фотографий, и я пригласила Алексея. К тому моменту уже стали поступать известия о его проблемах со здоровьем. Через несколько дней его не стало. И тогда я ясно осознала – нельзя откладывать то, что хочешь сделать. Если есть желание глубже исследовать что-то в фотографии, нужно начинать действовать. Так родился этот проект», – рассказывает Айга.
Тело как инструмент передачи смысла
На выставке встречаются разные танцевальные жанры. Десять танцоров, с которыми работала фотограф, представляют классический, современный и джазовый танец.
Сначала я хотела передать в фотографиях ощущение жанра, но со временем акцент сместился на тело. Возможно, в некоторых снимках угадывается, например, классика, а где-то современный танец, но в целом идея была показать, что такое тело в танце и что оно выражает.
Во время работы с танцорами возникали разные идеи. Так, один из современных танцоров Клавс Лиепиньш предложил фотографировать тело, не показывая лица. Не для скрытности, а чтобы бросить вызов себе и мне как фотографу и показать, что тело может передать эмоции и смысл даже без лица.
«Лицом проще передать эмоции, но для танцора тело – инструмент, через который выражаются и эмоции, и передается более глубокий смысл», – поясняет Айга.
Нестабильность границ мужественности
Куратор Ивета Габалиня отмечает, что путь к фокусировке идеи выставки был долгим. В центре внимания оказалось тело. Наблюдая за танцорами-мужчинами, хочется задуматься о нестабильности границ мужественности и о восприятии маскулинности в обществе и в контексте танца.
Мужчина-танцор сочетает силу и эмоциональность, и эти две стороны не должны восприниматься как противоречие.
Выставка визуально насыщена цветом, и я не боюсь сказать, что фотографии красивы. Посетители могут просто полюбоваться визуально или изучить тексты куратора и задуматься о вопросах маскулинности», – добавляет Редмане.
Выставка «Танцевать» будет открыта в галерее современного искусства ISSP до 6 февраля.
