Русский
php

Из истории Лиепаи. Футбольные «венские кружева» и Olimpija Отто Фишера

Фонд «Еврейское наследие Лиепаи» в этом месяце большим циклом мероприятий завершает давно задуманный проект, посвященный австрийскому футболисту еврейского происхождения, нападающему сборной Австрии, тренеру Отто Фишеру. Благодаря его уникальному методу тренировок лиепайская команда  Olimpija в 1930-х трижды становилась чемпионом Латвии. Отто Фишер погиб во время Второй мировой войны от рук нацистов.

«Само название Фонда говорит о том, что наша цель — рассказывать о жизни еврейской общины в контексте истории города. Сейчас, в год 400-летнего юбилея Лиепаи, мы завершаем один из давно задуманных проектов. Он посвящен Отто Фишеру, начали мы его еще в 2016-м, когда была жива мама и она могла поделиться своими о нём воспоминаниями. Мама была бегуньей и тоже тренировалась на стадионе “Олимпия”. Ей тогда было лет 15-16. Она рассказывала, как они Отто поддразнивали, каким он был франтом, всегда элегантный, в костюме.. Вспоминала его речь — очень интеллигентного человека. А еще — что

ему очень нравилось говорить на латышском, но своеобразно, он не признавал склонений и падежей»,

— рассказала Илана  Иванова, руководитель Фонда «Еврейское наследие Лиепаи».

Уроженец Вены Отто (Шлойме) Фишер начал карьеру футболиста в венском клубе ASV Hertha, в нем же впервые сыграл в чемпионате Австрии, выступал за разные клубы, несколько раз играл в составе национальной  сборной. С 1930 года из-за травмы колена играть уже не мог, стал тренером, работал и в Австрии, и в других странах, 1936-м его пригласили в лиепайскую «Олимпию».

«Мы и приглашение нашли. Он приехал в Лиепаю 25 мая, и тренировал не только игроков “Олимпии”, ездил также в Ауце, Кулдигу, работал с тамошними командами, и, конечно, “Маккаби” не забывал. Сам он тоже иногда играл, я нашла объявление в Kurzemes Vārds. Благодаря моей маме мы узнали, что

Отто Фишер женился незадолго до войны, 10 июня 1941-го,

позже через наш ЗАГС нашли и свидетельство о браке. Его избранницей стала фармацевт Анна Лемкина», — говорит Илана Иванова. 

В Лиепае об Отто Фишере помнили, конечно, но, скажем так, «в узких кругах». Исследованием его судьбы занимается не только Фонд. Среди множества книг, написанных Анджилом Ремессом, журналистом и почетным редактором городской газеты «Kurzemes Vārds, писателем, обладателем титула Почетный лиепайчанин, несколько посвящены спорту, и одна — Liepājas futbola spožums un ēnas (2012) — именно любимому футболу. Разумеется, уделил он внимание и Отто Фишеру. Среди прочего упоминал, что Отто называл футболистов «мои сыновья»: своих детей у него не было. Писатель и историк футбола Александр Юраске (Alexander Juraske) в прошлом году выпустил книгу Otto „Schloime“ Fischer. Ein jüdischer Fußballstar aus Wien (Отто «Шлойме» Фишер. Звезда еврейского футбола из Вены). 

«Нам удалось найти факты, подтверждающие, что из всей его родни выжила в Холокосте только его сестра Эрнестина. И если я не ошибаюсь, ее дети были спасены в рамках операции Kindertransport. Они оказались в Великобритании, в том числе и мать профессора Роберта Байга, который скоро к нам приедет в рамках нашего проекта. То, что изучил о Фишере Ремесс, показывает —

он внес изменения в футбол и отношение к нему как к виду спорта, привил уважение к нему.

Будучи представителем так называемой “Дунайской школы”, Фишер отказался от своего ранее любимого физического стиля игры, вместо этого направив свою команду к более утонченному, методичному подходу, который он сравнивал c особым австрийским стилем — “венские кружева”, в развитие которого он внес большой вклад. Его подопечные позже вспоминали, что он говорил — мол, “если мяч будет на земле, всегда можно выиграть”, подразумевая, что мяч должен быть “привязан” к ноге», — рассказывает Илана Иванова.

Сведения о гибели Отто Фишера разнятся. Многие источники указывают, что он стал жертвой самых первых расстрелов в Лиепае — еще в июле 1941-го. Но последние изыскания позволяют в этом усомниться.

«Удивительно, что австриец избежал [сталинской] депортации 1941 года… Нас интересовало, как он погиб. Ремесс упоминает, что это случилось в самые первые дни войны, когда нацисты уничтожали беженцев. Но нам удалось найти домовую книгу с последнего места его жительства, ул. Бривземниека, 32, и получается, что еще 30 сентября 1941 года Отто Фишер был жив. Рассказывают, что,

когда начались аресты евреев, футбольная команда ходила просить за своего тренера. Это было начало июля. Вероятно, эта просьба отсрочила его гибель.

Но вопрос, когда и где это случилось, остается открытым», — говорит Илана Иванова. 

Теперь Фонд решил устроить большое мероприятие, посвятив его памяти Отто Фишера и футболу — тогда и сегодня. Это и конференция для тех, кого интересует история Лиепаи, и обмен опытом для тренеров и молодых футболистов.

«Приедут представители посольства Австрии во главе с послом. Будут Александр Юраске, внучатый племянник Отто Фишера Роберт Байг, другие гости. 25 апреля пройдет экскурсия и открытие памятной таблички. Затем начнется конференция. В ней примет участие журналист и исследователь истории латвийского спорта Раймонд Каже. Приедет Винсент Хант (Vincent Hunt), в одной из своих книг он упоминает и Отто Фишера, а доклад о нем на одной из конференций назвал “Лиепайская Olimpija — Barcelona Балтии”. Выступят не только историки, но и тренеры — тут разговор будет об опыте Отто Фишера. Также состоится детский турнир», — рассказала Илана Иванова.