В трех залах первого этажа художественной галереи MuseumLV/GrataJJ (Рига, улица Андрея Пумпура, 2) — персональная выставка Илзе Яунберга «О, Фортуна! Или другой угловой дом». Очень ярко, красочно, впечатляюще.
Большие, можно даже сказать, местами масштабные живописные полотна, на которых маскарады, ангелы и демоны, звёздное небо и множество других объектов и героев. И всё это с обильным налётом итальянского настроения и венецианского карнавала.
Собственно, одна часть экспозиции как раз и посвящена Венеции, в которой Илзе не раз выставлялась. Ведь с 2004 года художница, окончившая за два года до этого Латвийскую художественную академию, строит профессиональную карьеру в Италии, где у неё состоялось уже множество выставок в разных городах. Она изображает карнавал как глобальное театральное событие под открытым небом, как космополитическое событие. Кстати, как вам картина «Убийство слона на венецианском карнавале 1819 года»?
Наставником художницы на протяжении многих лет был Энцо Росси-Ройсс, венецианский поэт, публицист и куратор. Их совместное сотрудничество обеспечило не только проведение выставок работ Илзе в Италии, но и изучение итальянского языка и погружение в культуру Италии.
Но при этом в другой части выставки очень много сюрреалистических и местами даже зловещих мотивов. В этих работах художница борется с некими злодеями. И всё это навеяла её личная судьба, выросшей в рижском угловом доме.
При словосочетании «угловой дом» у рижан стойкая ассоциация с домом на углу улиц Бривибас и Стабу, где в советские годы находился Комитет государственной безопасности. Здание с красивой архитектурой, но с мрачной историей. Дом до сих пор в результате никак не могут продать, даже после реконструкции фасада. Многие его до сих пор обходят стороной.
Но Илзе подразумевает другой угловой дом, тот, что в паре минут ходьбы, на углу улиц Стабу и Сколас. Это и есть тот самый «другой угловой дом», вокруг которого в картинах автора до сих пор летает разные духи, зловещие и не очень. Эта часть выставки рассказывает о том, как за короткое время изменилась жизнь рижского дома, в котором выросла художница, и его обитателей.
А жизнь действительно изменилась. Причём, некоторые жители этого дома погрузились в свои круги ада, в которых фигурируют неприятная пара соседей, годами ведущая в доме свою преступную деятельность, различные чиновники муниципальных властей, которые под маской вежливости делают вид, что не видят или не понимают ситуации. Сама художница назвала этот дом «микромоделью несостоявшегося государства, в котором многолетнее нежелание вмешиваться в управление домом постепенно привело жильцов во власть мошенников».
Об этом картины Илзе «Бессоница», «Мисс и мистер Сколас, 30 и другие важные персоны», «Луна на улице Стабу»…
По мнению художницы, вся человеческая жизнь — это игра фортуны, постоянная игра удачи. Понимание проделок Фортуны приходит лишь тогда, когда ее колесо начинает стремительно нести человека вниз. Тогда мы обнаруживаем, что нам или кому-то другому «не повезло», с другой стороны, если колесо начинает нести нас вверх, мы забываем о Фортуне и приписываем успех только себе.
O, Fortuna, miserere nobis! То есть, в переводе с латыни — «О, Фортуна, помилуй нас!».
Открыто до 1 марта.
