С 2020 по 2022 год в компанию airBaltic было вложено 340 млн евро для её стабилизации, при этом с самого начала предполагался возврат этих средств через IPO. Однако, к 2023 году цель по возврату инвестиций была исключена из бизнес-планов компании. В итоге эти деньги для государства оказались потеряны, и за это пока никто не понес ответственности. Более того, механизма, который бы обеспечивал контроль за государственными инвестициями, по-прежнему не существует, рассказал в передаче «Домская площадь» на Латвийском радио 4 представитель Госконтроля Эдгар Корчагин.
Контроль за инвестициями государства в авиакомпанию airBaltic должны были осуществлять три инстанции — Министерство сообщения, правление airBaltic и Кабинет министров.
Контроль со стороны государства оказался формальным: отчётность о ситуации составлялась самой авиакомпанией, важная информация не раскрывалась, финансовые риски не анализировались. Кроме того, хотя деньги выделялись на стабилизацию компании, руководство airBaltic посчитало возможным выплатить себе премии, а ограничения на зарплаты фактически не действовали.
Кто же должен ответить за потери государства? «По мнению Госконтроля, должностные лица Министерства сообщения не выполняли свои должностные обязанности. Поэтому мы обратимся к министру сообщения с призывом оценить ответственность указанных должностных лиц. В самой airBailtic сейчас уже назначен новый совет, который оценивает работу своего предшественника, и мы ждем от него более ответственных решений. Что касается политической ответственности различных должностных лиц, то это уже не сфера компетенции контроля», — сказал Корчагин.
Как, по мнению Госконтроля, исправить ситуацию? «Главное — обеспечить такой механизм, чтобы Министерствао сообщения и правительство своевременно получали полную информацию о том, как идут дела у компании. Если компания не достигает целей, у нее плохие финансовые показатели или есть существенные риски, то эта информация должна своевременно предоставляться в распоряжение правительства.
До сих пор складывалось впечатление, что у компании все хорошо: airBaltic подавал информацию правительству и Минсообщения исключитльно в розовых тонах — о том, что растет количество рейсов, увеличивается количество пассажиров и т.д.
А потом вдруг все стало плохо, и компании внезапно потребовались огромные средства. Так быть не должно»,
— говорит представитель Госконтроля.
Во многих странах существует механизм контроля государственных инвестиций. Например, в Финляндии при премьер-министре создан специальный механизм отслеживания вложений со стороны государства.
Можно ли вернуть вложенные государством средства?
«К сожалению, больше нет никаких указаний на это.
Планы относительно возврата средств изменились, и сейчас уже говорят не о возврате средств государству, а о необходимости привлечения дополнительных средств для деятельности компании. В прошлом году убытки AirBaltic составили более 100 млн евро. Есть убытки и в начале этого года. Мы видим, что у компании отрицательный собственный капитал, а это означает, что компания живёт за счёт большого дорогого кредита.
Мы видим, что бизнес-план, который предусматривал быстрое развитие компании, сейчас просто не работает. Его необходимо переоценить, чтобы понять, насколько вообще жизнеспособна эта компания. До этого момента даже речи не может идти о дальнейшем инвестировании средств компании».
Как сообщал ранее LSM+, по оценке Госконтроля, государство не следило за возвратом средств, которые были вложены в авиакомпанию airBaltic во время пандемии Covid-19, и до сих пор больше действовало как «кошелек, из которого можно черпать», а не достаточно квалифицированный и требовательный владелец общества капитала.
