Уже около года на рижской улице Чака, 123 работает арт-пространство Chakli. Здесь сейчас представлено акварели украинской художницы Елены Терещенко, которая в действительности одна из самых уважаемых архитекторов украинского Днепра. Сама госпожа Терещенко сейчас в отъезде на родине, но открытие её персональной выставки в латвийской столице не обошлось без её приветствия.
Но сперва несколько слов об этом арт-салоне.
«Однажды у меня дома стало мало места для моих хобби, — рассказала арт-директор Chakli Ирина Чиганашкина. — А у меня, знаете, например, такое есть увлечение, как кинцуги. Это ремонт посуды, керамической и фарфоровой, с помощью японских лаков. — золотой шов. Японцы, они, конечно, обалденные, они считают, что «морщины» на посуде, равно как и на человеке, только украшают. И когда я поняла, что дома этим уже заниматься невозможно, поняла, что надо обязательно открыть свой арт-коворкинг. То есть тут может человек арендовать место, он получает пароль, код, входит сюда и в оговоренное время здесь может заниматься творчеством. Вот на этих стеллажах куча разных мелочей, которые тоже дома негде хранить, но они могут пригодиться в рукоделии».
Сама Ирина по профессии, кстати, инженер-механик, специальность — вагоностроение и вагонное хозяйство…
«И я думала в молодости, что такая жёсткая специальность, а хочется больше творчества. Но вы же знаете, как родители говорят: надо выбирать. И выбрала вот такую профессию, которая казалась надежной, но душа все равно просит…»
И вот однажды Ирине позвонила Елена Терещенко. Сказала, что из Украины, что ей нужно место, где писать, рисовать, и буквально на следующий день приехала. Женщина взрослая, архитектор, и выставки в Киеве были.
«Она ко мне приехала вообще со своими чемоданами. Я была, наверное, первая, кто по приезде из Украины дал ей возможность положить свои вещи. А мне нужно было уехать по делам. И я сказала Лене, что я с вас денег не возьму. И, соответственно, говорю: Лена, пожалуйста, творите, что могу, с удовольствием предоставлю. И вот
она создала такие замечательные работы, сейчас уехала, но ещё вернется в Латвию. Она как увидела Ригу, то стала работать как сумасшедшая. Причём, здесь есть работы, которые она рисовала на пленэре, есть сделанные по памяти.
Здесь Старая Рига, море, цветы… Это то, что она увидела, причём она не уличный художник, это просто был её выплеск и определенное лечение души. Я же видела, в каком состоянии она приехала сюда. Я говорю: Лена, это надо показывать людям. И она говорит: вы не представляете, для меня это чудо, выставка в Риге!»
«Я архитектор, дизайнер, художник, — рассказала LSM+ по интернет-вязи госпожа Терещенко. — Я очень рада приветствовать вас на выставке акварели в такой прекрасной студии в самом центре города Риги. Я сейчас нахожусь в Украине, к сожалению, не с вами. Но мне невероятно приятно, что акварельные работы живут сами своей жизнью. И через них я, по сути, общаюсь с вами напрямую.
Через мои акварели я выражаю чувства, которые возникли у меня во время пребывания в Риге. Впервые посетила этот город в июле прошлого года и была просто тронута такой фантастической, изящной архитектурой. Как вы всё это древнее богатство сумели сохранить? И какая у вас прекрасная река, широченная Даугава, . Она чем-то похожа на мой Днепр. А каналы с лодочками в самом центре города!.. А море, море, Юрмала! И у вас очень красивые люди».
Елена гуляла по городу, набиралась впечатлений. Много писала с натуры, общалась с местными жителями, которые подходили, тихонечко стояли за спиной, наблюдали, комментировали.
«Это был мой такой способ общения. И акварель, как средство выражения ощущений — это такая моя страсть. Акварель считается одной из самых сложных техник живописи, ведь приходится иметь дело со стихией. Стихия воды труднопредсказуема, она имеет свой норов. И где-то нужно ударить по мокрому. И вся эта колористическая жижа течёт, куда вздумается. И приходится её как-то укрощать, фиксировать, направлять, чтобы изображение выражало твою идею, а не случайное течение. И где-то акварель может быть такой сухой, жёсткой, с лессировками, слой за слоем, методично. И всё это требует большой тренировки, как у спортсменов. Можно всю жизнь учиться акварельной живописи».
По словам Елены, искусство акварели требует концентрированной точности, в этом её чудо.
«Да, любовь в этих работах. И, знаете, мне кажется, что одна из важнейших дел в жизни — это созидать, творить. Я так это вижу. Мы люди, мы отличаемся от животных тем, что создаём каждый свою уникальную жизнь. И этим мы и ближе к творцу. И спасибо, огромное спасибо моим родителям, хотя их уже нету живых. Но
они всей своей жизнью, своими примерами учили меня: делай то, что любишь, и люби то, что делаешь. Такая вот простая истина. Далеко не всегда в этой жизни приходится заниматься только тем, что действительно любишь. Но, по крайней мере, для меня это всегда было таким жизненным правилом. Я к этому стремлюсь.
Хочу сказать огромное спасибо хозяйке студии Ирине, которая всё это организовала, в моё отсутствие развешивала работы. И вообще, она всячески проявляла глубокую человечность, предоставив мне свою уютную студию. И спасибо Нине Алексеевой, которая всячески вдохновляла, отчасти была инициатором выставки и помогала. Хочу сказать спасибо всем моим друзьям из Риги. Спасибо, что вы есть. Вы — моя радость в жизни».
