Русский
php

«Гипнотический блеск арт-деко» в Латвийском Национальном художественном музее

Лудолфс Либертс — имя, которое в начале прошлого века гремело в театральных кругах Латвии и Европы. Сегодня, благодаря выставке «Гипнотический блеск Арт-деко», мы можем вновь оценить его вклад в искусство сценографии и живописи. Его работы выставлены в Латвийском национальном художественном музее, сообщает программа «Новый день» на LSM+.

Арт-деко — это последний большой стиль, который впитал в себя художественные элементы различных исторических эпох и охватил буквально всё: от архитектуры до моды, от мебели до сценографии. Певцом этого стиля в театральной Латвии стал уроженец небольшого посёлка Тирза — Лудолфс Либертс.  

«На самом деле, 20-е и первая половина 30-х годов во всём мире прошли под знаком арт-деко. И он ощущал эту потребность публики в такого рода эстетическом материале. Эту тягу к такому богатому орнаменту, некой такой роскоши, даже может быть избыточности какой-то декоративной. Она в его творчестве проявилась очень ярко», — сказала куратор выставки Наталья Евсеева.

Путь Либертса в искусство начался в юности. Он брал уроки живописи у латышских мастеров. Учился в Москве и Казани, где также работал помощником театрального декоратора. Его первая постановка в Риге в 1924 году сделала Либертса знаменитым. Его искусство сценографии стало эталоном: от монументальных опер до ярких оперетт.

«Если рассматривать всё театральное наследие Либертса в целом, то надо сказать, что больше ему удавались оперетты. Может быть, потому что здесь сочеталось всё буйство его фантазии, яркость красок и сама тематика. Самой популярной постановкой в списке Либертса была оперетта Пала Абрахама “Гавайский Цветок”. Это был 1931 1932год, сезон, когда эта постановка побила все рекорды по посещаемости и количество повторов. Она зачастую шла по 5-6 раз в неделю при полных залах. Люди знали наизусть все песни, которые звучали в этой оперетте».

В театре Либертс создавал не только декорации. Как режиссёр в своих постановках он использовал так называемую групповую хореографию, когда большое количество людей двигаются синхронно, как в голливудских мюзиклах. Эта мода в то время охватила многие театры по всему миру. Кроме того, Либертс создавал и костюмы. Каждая деталь — от линий до блеска — переносилась с эскизов на сцену с поразительной точностью.

«Здесь также есть два предмета из музея истории Риги и мореходства. Вот такая курточка для мужского костюма из балета Красный мак и испанское платье для одноактного балета Арагонская хота. Все эти предметы очень хрупкие и доставляются очень редко. И даже не знаю, увидим ли мы ещё их в ближайшие годы, настолько хранители заботятся о их сохранности», — сказала Наталья Евсеева.

Вдохновение современной техникой, небоскрёбами и даже египетскими мотивами — всё это прослеживается в творчестве Либертса.

«Была в 1922-м году Говардом Картером открыта гробница Тутанхамона, все помешались на Египте. Естественно, опера Аида как нельзя лучше подходит для того, чтобы все вот эти течения и увлечение египтоманией воплотить. Здесь мы можем отметить вот эти острые формы. Да, какие-то геометрические, зигзаги, треугольники. Посмотрите, как складки этого платья падают диагональю, красивым зигзагом вниз».

В конце Второй мировой войны, в 1944 году, Лудольфс Либертс эмигрировал. Сначала в Германию, в Австрию, а затем отправился в Соединённые Штаты, где продолжал творить и преподавать. Он прожил там до конца своих дней. Наши современники Лудольфса Либертса больше знают как живописца — особенно его пейзажи, виды Венеции, европейских городов.

Выставка «Гипнотический блеск арт-деко» предлагает вновь открыть для себя этого художника как мастера, который превратил театр в настоящий храм стиля.