Стренчи — город в Видземе на берегу Гауи, получивший этот статус в 1889 году. Сегодня бывшая латвийская «столица плотогонов» превратилась в «столицу стеклянных негативов», обладающих уникальной ценностью не только для нас. Альбом «Стеклянные Стренчи» (Stikla Strenči) номинировался на премию Paris Photo-Aperture PhotoBook Awards 2020, участвовал в смотре десяти лучших фотокниг мира Rencontres d’Arles и в обоих конкурсах вошел в список финалистов. А в 2021 году было решено включить коллекцию стеклянных пластин в Латвийский национальный реестр программы ЮНЕСКО «Память мира».
Давис Спунде родился в Вийциемской волости, тридцатилетним переехал в Стренчи, открыл свою студию и отменил в ней рабочее время. Люди звали Спундите (!) на любые мероприятия — дма и в местечках неподалеку. Когда мероприятия заканчивались, он переключался на фиксацию затмений или по нескольку дней сидел на дереве, поджидая черного аиста.
О том, что во времена Спунде снимали не на пленку и не на флешку, напоминать вряд ли стоит.
Но не забудем, что старинная техника позволяла получать очень четкие снимки, поскольку стекло с нанесенным на него светочувствительным слоем было размером с будущий отпечаток и увеличивать изображение с негатива, при этом теряя в резкости и выразительности, не было необходимости.
Сегодня Латвийский музей фотографии располагает уникальным собранием пластин, обнаруженных на чердаке студии, а это 13 тысяч единиц хранения, приобретенных в 2004 году при содействии Министерства культуры и агентства по недвижимости Latio. Снимки, сделанные мастером и его учениками в период с 1920 по 1950 год, сформировали чуть ли не крупнейшую коллекцию подобного рода.
На памятнике Давису Спунде — его смелое признание: «Я фотографировал Стренчи и сохранил свидетельства для истории». Но скромен он был в другом, поскольку
сохранил за фотографией смысл документа и отодвинул авторское Я на второй план: главное — ЧТО я вижу, а не то, что вижу Я и только Я.
Ясно, что такой подход помогает фиксировать происходящее с наибольшей объективностью. С момента, когда живопись и фотография пошли каждая своим путем, писать жизнеподобные картины стало слегка неприлично. Зато фотография отвоевала себе право быть и авторской, и документальной, причем документальная с годами только растет в цене. Так работает запечатленное время.
В темной комнате бывшего университетского факультета фотографии подаются как источники света. Для нас это окна в историю без мешающих обзору авторских «занавесочек». Так рождались, трудились, дурачились и умирали люди, большинства из которых уже не может быть в живых. Это уважительно, любовно и честно поданное прошлое, наделенное значимостью и щемящей красотой. Здесь мы такие, какими когда-то были.
- Выставку Латвийского фотомузея «Все, что происходило в Стренчи» (Viss, kas notika Strenčos) ищите на первом этаже здания Латвийской Академии художеств на бульваре Кронвальда, 4. Открыто до 27 ноября.
