«Я семь дней работала в этой галерее в рамках арт-резиденции, результаты резиденции представила сейчас публике», — рассказала LSM+ куратор и художница Иева Сталшене. Ещё два дня — 17 и 18 апреля с 12:00 до 18:00 с художницей можно пообщаться и изучить её искусство в Maxim Boxer Gallery (Рига, улица Лачплеша, 48).
Первое, что привлекает внимание — горят церковные свечи. На стенах — работы, маленькие и большие. На одной из них, золочённой, написано по-латышски: «Ещё не всё потеряно». И — много подготовленных к работе холстов, отгрунтованных, но ещё без изображений.
«Вы можете всё это спокойно интерпретировать самостоятельно, — говорит Иева. — А пока что могу сказать, что действительно я здесь уже семь недель, и этой pop-up-выставкой завершаю свою художественную резиденцию в галерее. Я готовлюсь к магистерской диссертации, которую буду защищать этим летом на кафедре живописи Латвийской академии художеств. Я сейчас на полпути к диссертации. И в каком-то смысле на полпути к восстановлению личной веры. Поскольку моей основной областью исследований в искусстве является феномен веры, которым я называю человеческую потребность и способность верить во что-либо вообще».
И здесь задействовано несколько тем. Например, одна из вещей, с которой Иева занимается годами — это иконография, которую она перекодирует по-своему.
«А вот доски, изготовленные во время резиденции, которые являются основой икон, которые выполнены по старой технологии, то есть с меловой грунтовкой. А одна из работ уже реализована в окончательном варианте, как я обычно делаю, со всем необходимым, включая позолоту и текст».
По словам автора, конечно, здесь всё достаточно концептуально, как это и принято в её практике.
«Я впервые попробовала эту технику. Можем ли мы создать икону на той основе, когда люди совершают ошибки в жизни, и мы несовершенны. Для меня это вопрос. Я допускаю фактор ошибки — это то, что характерно для нас, людей. И это то, что отличает нас от искусственного интеллекта, мы не машины, мы всё еще можем совершать ошибки. И это всегда было для меня проблемой в творчестве, потому что у меня нет склонности имитировать вещи, созданные производственным способом. Я думаю, это совершенно излишне».
Случайно ли выставка происходит перед Пасхой? Иева говорит, что это совпадение, но считает, что предложенная ею тема всегда актуальна.
«Я думаю, что сейчас очень актуально в глобальном масштабе найти свою вертикаль и свой центр и удержать себя в этих глобальных обстоятельствах, когда мы уже не можем предсказать завтрашний день. Кстати, я верю, что умирающие звёзды — те, что взрываются — становятся нашими душами. Энергия не исчезает. Она трансформируется», — говорит Иева.
Для понимания идеи выставки возьмём одну работу. Они вроде идентичные — дворцы на фоне звёздного неба. Но на одном написано: «Банк», а на втором — Art House. Почему так?
«Прежде всего, если взглянуть архетипически на здания, в которых расположены банки и художественные музеи, они архитектурно очень похожи. Во-вторых, здания изображены как горящие в космосе. Бредовая идея о том, что многие ценности, как материальные, так и нематериальные, являются просто конструкциями человеческого разума, в которые они предпочитают верить. И в конечном итоге не имеют никакой реальной ценности на таком космическом уровне. То есть, ни то, ни другое, ни материальное, ни духовное будто не будет иметь никакой реальной ценности после смерти.
Мы можем спорить о том, что ценнее. Что же происходит после смерти? Мы не знаем точно. Но очень полезно время от времени отвлекаться от всего этого и смотреть на себя со стороны, и это помогает не потеряться».
