Каких усилий, а порой и жертв требует от детей участие в народном танцевальном коллективе? Как ведут себя их родители? Что делать, если ребенок вдруг понял, что его интересуют не танцы, а хоккей? Какие коллективы попадают на Праздник песни и танца? Об этом программа «Домская площадь» на Латвийском радио 4 поговорила с Байбой Штейной, руководителем одного из самых прославленных детских танцевальных коллективов Zelta sietiņš.
«Многие ошибочно думают, что танцы — это просто механическое переставление ног и все. Нет. Во-первых, это чувство, что вы — единое целое, чувство плеча. Одно время была тенденция, когда родители стали возмущаться: мол, к чему этот коллективизм, нужно поощрять индивидуальность ребёнка. Но
народные танцы — это коллективный вид искусства. Здесь ответственность лежит на каждом: один за всех и все за одного.
Представьте, что у вас танцуют восемь пар, шестнадцать человек. И вдруг одного мальчика нет. Что делать с этой девочкой, чей партнёр внезапно решил, что танцами он заниматься больше не будет и вообще хоккей ему ближе? Так что первое, что нужно заложить в ребенка, — это чувство ответственности.
Мы начинаем и заканчиваем танцевальный год одновременно со школьным, и ребёнку нужно танцевать до конца года, потому что на него рассчитывают его партнёры,
под него написана танцевальная программа. Если ты бросил танцы, ты предал коллектив», — говорит Байба Штейна.
По словам Штейны, в серьезном танцевальном коллективе слишком деликатные методы руководства невозможны: «Сейчас новые веяния диктуют, что ты не можешь ничего поставить ребёнку на вид, как-то приструнить его, повысить на него голос. В мою систему обучения это не вписывается. Я сразу предупреждаю, что будет сложно. Придётся не пойти на день рождения к бабушке или отказаться от своего праздника, если он совпадает с репетицией. Ребёнок в какой-то степени должен принести себя в жертву».
Байба говорит, что многие руководители и хореографы не хотят работать с детьми: «Тут ведь нужно начинать с азов. Ребенка учат ставить ноги в правильную позицию, учат прямо держать спину, держать голову. Это кропотливый и тяжёлый труд. Конечно, со взрослыми работать проще».
Школьный праздник песни и танца проходит уже много лет, и Байба говорит, что очень интересно наблюдать за тем, как он развивается, — как меняется рисунок танцев, костюмы, сами танцевальные коллективы, их настроение.
А вот дети, по ее мнению, не меняются. «Они рождаются, как белый лист.
Понятно, что от природы один выше ростом, у другого лучше чувство ритма. Но научить можно всех»,
— отмечает она.
Зато родители, по мнению Штейны, изменились существенно.
«Одно время с ними было очень сложно договориться. Они думали, что можно заплатить деньги, отдать ребенка в какой-то кружок — и все. Сейчас они постепенно начинают понимать, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без труда не будет никакого прогресса», — говорит преподаватель.
Путь к празднику песни и танца очень долгий: «Подготовка к следующему празднику начинается, как только заканчивается предыдущий. Весь цикл начинается снова: обучение руководителей, затем работа в школах, местные конкурсы, региональные отборочные туры… И только финалисты получают право выступить на главных площадках».
Конечно, для многих юных танцоров участие в празднике — это главная мотивация.
«Выступление на празднике — это как морковка для ослика. Всегда должна быть какая-то большая цель, к которой мы идём. И,
конечно, руководители коллективов частенько говорят детям: “Не будете хорошо танцевать — на праздник не попадёте”»,
— признает собеседница «Домской площади».
А еще детей стимулируют поездками за границу. За все годы существования коллектива Zelta sietiņš он побывал в более, чем 50 странах.
Отбор коллективов для участия в празднике — процесс непростой и довольно нервный.
«Есть вещь, которая для меня абсолютно неприемлема, — это когда коллективы начинают мериться своими успехами. Мол, у нас будет на пару пунктов больше. Нет, мы вас обгоним… Для взрослых это тоже важно, они тоже переживают, но не настолько. Для детей это целая драма — что кому-то дали на пару пунктов больше, хотя у них кто-то запнулся, а кто-то потерял пояс.
И тут бесполезно обсуждать, почему так произошло. Потому что так решило жюри. Тут не может быть стопроцентной объективности. А
видели бы вы, что происходит за сценой! Как грызутся мамочки, чьи дети выступили! Это удручающее зрелище.
Я считаю, что было бы лучше вообще отказаться от системы оценок», — поделилась Штейна.
