С момента фальсификации результатов выборов 2020 года и последовавших за ними массовых протестов авторитарный лидер Беларуси Александр Лукашенко стал ближайшим союзником РФ в Европе. Беларусь в настоящее время не участвует напрямую в полномасштабной войне России против Украины, однако будущее режима Лукашенко зависит от исхода этого конфликта. О том, возможны ли перемены в соседней стране только после поражения России в Украине, в программе Латвийского радио Krustpunktā рассуждал Эйнар Семанис, исследователь Латвийского института внешней политики последний до этого дня посол Латвии в Беларуси.
Перемены в Беларуси тесно связаны со сменой режима в России
Бывший и на данный момент последний посол Латвии в Беларуси, исследователь Латвийского института внешней политики Эйнарс Семанис считает, что перемены в Беларуси смогут произойти только после того, как перемены произойдут в России, однако для таких изменений понадобится много времени:
«Быстрых изменений в сторону демократии в Беларуси мы не можем ожидать. […] Каков же общий принцип в дипломатии и внешней политике для Латвии и Европейского Союза, когда мы работаем с Беларусью? Два очень выразительных слова — стратегическое терпение».
Семанис считает, что, скорее всего, на смену Лукашенко придёт другой авторитарный режим. И в Беларуси, и в России происходят изменения в рамках существующих режимов. Однако, по мнению Семаниса, следует учитывать, что существуют две Беларуси:
«Итак, одна — это Беларусь, где есть Лукашенко, а вторая — это диаспора, где большое значение имеют демократические силы под руководством Светланы Тихановской».
Для Латвии и других демократических стран существуют два подхода и внешнеполитические стратегии в отношении Беларуси, объясняет Семанис. С одной стороны, демократические страны осуждают Лукашенко, вводят санкции и требуют прекращения репрессий, а с другой — оказывают поддержку белорусским демократическим силам.
Режим Лукашенко хотел бы заморозки войны в Украине
Для Беларуси после окончания войны в Украине возможны два сценария развития. Эти сценарии напрямую связаны с тем, какая сторона одержит победу. Если победу в войне одержит Украина, то позиции России ослабнут и в Беларуси.
«Тогда, например, позиции России уже не будут такими сильными и по отношению к Беларуси, — говорит Семанис. — И тогда Беларусь может [..] попытаться восстановить так назіваемую многовекторную практическую, прагматичную внешнюю политику».
Второй сценарий развития предполагает неблагоприятный для Украины исход, из-за которого позиции России укрепятся и в Беларуси. Семанис объясняет, что этот исход для режима Лукашенко ещё более пессимистичен, так как Россия ещё больше ограничит суверенитет страны.
Семанис считает, что в такой ситуации Лукашенко заинтересован в заморозке войны:
«Лукашенко фактически заинтересован в такой ситуации, в некоем замороженном, усреднённом перемирии, когда не происходит движения ни в одном из этих направлений».
Роль Беларуси в европейской архитектуре безопасности после окончания войны в Украине
Беларуси будет отведена определённая роль в европейской и региональной архитектуре безопасности после любого исхода войны в Украине, считает Семанис. Следует учитывать, что в Беларуси сейчас находится российский военный контингент, поэтому важный вопрос заключается в том, что с ним произойдёт после войны?
Семанис полагает, что нельзя ожидать, что Россия сама откажется от Беларуси как от своего военного плацдарма.
