«Мне нужно было сделать это именно на данном этапе жизни и именно с этой историей»,— рассказала Уинслет в беседе с кинокритиком Кристиной Симсоне.
Актёрская карьера Кейт Уинслет с момента её начала на телевидении в 1990-е годы прошла по непредсказуемой траектории и достигла выдающихся высот. Широкую известность актрисе принесла роль в экранизации романа Джейн Остин «Разум и чувства» (Sense and Sensibility, 1995), снятой Энгом Ли. На пробах Уинслет претендовала на значительно меньшую роль, однако настолько впечатлила актрису и сценариста фильма Эмму Томпсон, что в итоге получила одну из главных ролей.
В то время Уинслет считалась типичной актрисой костюмных драм, однако мировую славу ей принесла одна из главных ролей в фильме Джеймса Кэмерона «Титаник» (Titanic, 1997), где она сыграла вместе с Леонардо Ди Каприо.
Полностью изменив свой актёрский диапазон, Уинслет снялась у французского режиссёра Мишеля Гондри в фильме «Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) — одной из самых выдающихся и трогательных романтических драм начала XXI века. В этой работе актриса продемонстрировала поразительно широкий эмоциональный диапазон от упрямой независимости до невообразимой хрупкости.
Уинслет в общей сложности получила семь номинаций на премию Американской киноакадемии и была удостоена «Оскара» за роль в фильме Стивена Долдри «Чтец» (, 2008).
Несмотря на сильную актёрскую работу, сегодня этот фильм часто оценивается как этически неоднозначный — из-за того, как в нём показаны персонажи, связанные с Холокостом.
Карьера Кейт Уинслет охватывает самые разные роли, но её отличает одно: актриса сознательно избегала однотипных образов и не боялась менять привычное амплуа.
Новый этап
В режиссёрском дебюте «Прощай, Джун» Уинслет исполняет одну из главных ролей — матери и сестры. В фильме также снялись Хелен Миррен и Тимоти Сполл.
Сюжет строится вокруг семьи, которая собирается в больнице рядом с матерью — героиней Миррен, находящейся в тяжёлом состоянии после обострения болезни.
Сценарий написал сын актрисы Джо Андерс в 19 лет, опираясь на личный опыт утраты бабушки.
На роль Джун изначально рассматривалась только Хелен Миррен. Актриса обычно избегает ролей людей на смертном одре, но в этот раз согласилась — её убедил сценарий.
О потере и поддержке
Фильм посвящён теме ухода из жизни. Он не только о потере, но и о возможности сближения и нового начала. Семье приходится встретиться лицом к лицу со своими разногласиями и научиться быть вместе.
Рождество в фильме становится символом единства, исцеления и возрождения.
Фильм можно упрекнуть в стремлении утешить каждого героя, из-за чего отдельные конфликты кажутся приглушёнными. Однако яркие характеры и сильный актёрский ансамбль удерживают внимание зрителя, позволяя прожить историю через тонкий юмор, трогательные сцены и неожиданные повороты.
Разговор с Кейт Уинслет
Кристина Симсоне: Хотела бы начать с вашего пути к режиссуре. Вы говорили, что ждали, пока почувствуете готовность. После многих лет работы в кино режиссура кажется естественным следующим шагом? И, на мой взгляд, по сравнению с мужчинами, женщины чаще дольше решаются на этот шаг. Как вы это ощущаете?
Кейт Уинслет: Думаю, женщинам нужно больше времени, потому что мы часто заботимся о семье и сложно полностью отойти. Мы никогда не оставляем семью полностью, а нужно эмоционально переключиться в другое пространство — поддерживать «рабочую семью» и помогать команде оживить историю.
Мне нужно было сделать это именно сейчас и именно с этой историей. Я подумала: «Боже, если я этого не сделаю, буду жалеть всю жизнь».
Я также верю, что важно менять культуру вокруг женщин-режиссёров. Много лет я поддерживала других женщин, помогала им попасть в режиссуру. И я подумала: а кто я, если сама не делаю этого и не пытаюсь изменить ситуацию? Поэтому я горжусь, что на этом этапе своей жизни смогла это сделать.
— Фильм «Прощай, Джун» касается темы ухода из жизни. В нашем обществе смерть не табу, но при встрече с ней люди часто замыкаются. Вы надеетесь, что фильм может помочь говорить о таких вещах?
— Да, это очень важно. Фильм помогает начать разговор о потере.
Люди не любят говорить о смерти, хотя она случится с каждым. Поэтому в истории мне было важно добавить лёгкие и юмористические моменты.
Иногда при утрате происходят странные вещи, которые могут смешить. Ты думаешь: «Почему я смеюсь? Тут ведь грустно».
Например, образ Хелены, которую играет Тони Коллетт, а также образ Берни, которого играет Тим Спол, были крайне важны для сохранения юмора. Отчасти потому, что персонаж Тима Спола кажется беспечным, легкомысленным и находящимся в отрицании, а Хелена словно живёт в немного другом мире — она осознанно выбрала вести холистическую жизнь, отстраняясь от семьи и живя где-то в другом месте.
Поэтому когда ты «приводишь» этого персонажа домой и «бросаешь» его прямо в центр семьи — людей, которые давно его не видели, — видно, что пространство вокруг них как будто сужается, и все начинают взаимодействовать друг с другом. Их это смущает, потому что никто толком не знает, как себя вести с человеком, который на самом деле никогда не присутствует.
Было крайне важно поддерживать баланс между комедией и трагедией.
Ни в коем случае я не хотела манипулировать или заставлять зрителей грустить, потому что мне, как актрисе, не нравится фальшивый сентиментализм. Мне это никогда не нравилось, и я делаю всё возможное, чтобы этого избежать
Я бы напомнила, что как режиссёр я чувствовала себя так же.
Было очень важно просто оставаться в стороне, давать актёрам возможность раскрыть этих необычных персонажей и быть рядом, чтобы поймать всё в нужный момент.
Это все казалось чрезвычайно искренним, и опыт был очень особенным.
— И это казалось очень интимным, потому что фильм задерживается на тонких деталях: нюансах мимики, визуальном языке крупных планов — особенно в начале, с кадрами чайника и ног, а затем — лиц актёров. Как близость камеры повлияла на вашу работу и работу других актёров?
— Я очень рада, что вы задали этот вопрос, потому что визуальный облик фильма — освещение и всё подобное — был чрезвычайно важной частью подготовки ещё до начала съёмок! Я работала крайне тесно с оператором Элвином Кихлером, сосредоточившись на том, чтобы фильм выглядел тёплым, чтобы не было резкого освещения, как это иногда бывает в больницах. Я не хотела отстранять зрителей. Я хотела погрузить их в этот мир.
Однако, чтобы этого достичь, было важно дать зрителям немного отступить и понаблюдать за физической динамикой этой семьи. Если между двумя сёстрами существует дистанция, её не заметить, находясь слишком близко. Нужно немного отойти и рассмотреть пространство, которое они сознательно оставляют друг для друга. Коннор (персонаж Джонни Флинна), не справляясь со всем происходящим, занимает место либо у окна, либо у двери.
И только в тот момент, когда мы очень, очень близко подходим к персонажу Хелен Миррен (когда Коннор читает ей стихотворение), и впервые действительно смотрим ей прямо в глаза, — только тогда я приглашаю зрителей войти в мир Джун и увидеть ее переживания: понять, что она прекрасно осознаёт то, что вскоре придётся уйти, грусть, которую она испытывает, и насколько умело она её скрывает.