США в настоящее время по-прежнему остаются главным фактором, удерживающим Китай от военного нападения на Тайвань, — отметили эксперты в беседе с журналистом LTV Гинтсом Амолиньшем во время его визита на Тайвань. Однако сейчас усилились опасения, что американцы будут заняты решением вопросов в Латинской Америке и других частях Западного полушария, что отвлечет их внимание и ресурсы. Это было бы опасным сценарием не только для Тайваня, но и для всей мировой экономики, так как возможное нападение Китая может нанести колоссальный ущерб.
Тайвань является сверхдержавой по производству столь важных для мировой экономики микросхем и полупроводников, но в последние годы все большую тревогу вызывают риторика Китая и демонстрация его военной мощи.
Нападение Китая на Тайвань стало бы катастрофой для мировой экономики
В конце прошлого года вокруг Тайваня прошли очередные широкомасштабные военные учения Китая, в ходе которых симулировались блокада острова и его портов, а также нанесение по ним ударов. За несколько дней до этого администрация президента США Дональда Трампа объявила о продаже Тайваню вооружений на сумму 11 миллиардов долларов США. Это одна из крупнейших сделок США с Тайванем в истории; в список закупок входят ракетные системы HIMARS, гаубицы и другое вооружение.
Гинтс Амолиньш во время своего визита в Тайбэй встретился с заместителем министра иностранных дел Тайваня Франсуа Ву Чи-чуном.
В его кабинете на стене висит карта мира, на которой отмечены дипломатические представительства Тайваня — Китай пытается сократить число союзников Тайваня через политическое и экономическое давление.
Почти в 100 странах, включая Латвию, действуют представительства или миссии Тайбэя, но посольства есть только в 12 государствах, которые официально признали независимость Тайваня. Среди них — несколько стран Карибского бассейна и Центральной Америки, ряд островных государств Тихого океана, а также Ватикан.
В фойе Министерства иностранных дел видны флаги как стран, признавших Тайвань, так и тех, кто является его стабильным партнером без дипломатического признания. Ву подчеркивает, что Тайвань делает всё возможное для сохранения мира и стабильности в регионе.
«Что вам следует знать о нашем регионе — Тайвань находится в самом центре пересечения очень интенсивных путей мировой торговли. Поэтому любые попытки Китая разрушить «статус-кво», включая попытку завоевать Тайвань, стали бы катастрофой для мировой экономики».
Тайвань доминирует на рынке полупроводников и микросхем, которые крайне важны для глобальной экономики и современных технологий. Он производит более половины всех полупроводников в мире и почти все полупроводники высшего класса.
Это не только один из столпов экономики, но и краеугольный камень безопасности, хотя США и пытаются перенести часть производства к себе. На это, а также на опасения по поводу безопасности, указывают и жители, встреченные на улицах Тайбэя.
«Это меня определенно беспокоит. Прежде всего, речь идет о безопасности, верно? Ты живешь в стране, в которой надеешься на хорошую жизнь. Поэтому всегда, когда находишься в ситуации угрозы, ты чувствуешь себя нехорошо. Ты переживаешь за свое будущее. Ты переживаешь за свою безопасность», — признается житель Тайбэя Чен Юн.
«Мы знаем, что мир хочет альтернативу экономической мощи Тайваня, производственным возможностям Тайваня. Но пока что, на мой взгляд, по крайней мере в ближайшие пять лет мы по-прежнему сохраним столь же сильные позиции в производстве микросхем и других изделий», — рассуждает житель Тайбэя Юйчжэнь Лю.
Тайвань не считает свою безопасность само собой разумеющейся
Тайвань отделен от Китая Тайваньским проливом шириной около 180 километров. Тайваньский пролив — это критически важная артерия мирового судоходства и торговли. Например, в 2022 году через Тайваньский пролив прошла половина мировых контейнеровозов с товарами на сумму почти 2,5 триллиона долларов США, что в тот год соответствовало более чем пятой части всей мировой морской торговли.
Любой вооруженный конфликт или блокада вызвали бы огромные перебои в поставках и рост цен на перевозку электроники, автомобилей и других товаров.
Опытный тайваньский дипломат Као Стэнли, бывший представитель Тайваня в США, в беседе с Латвийским телевидением подчеркивает, что именно поэтому безопасность Тайваня и мировая экономика неразрывно связаны.
«Выживание, безопасность и процветание Тайваня значат очень много для мира в целом. Мы не хотим принимать ничего как должное. Мы по-прежнему верим, что мир в Тайваньском проливе — это лучшая альтернатива и лучшее решение для всех и каждого государства в этой части Тихоокеанского региона», — рассуждает Као, который в настоящее время является старшим советником Тайваньского института исследований национальной политики.
«Я думаю, что Тайвань сделал всё возможное — и как общество, и как государство — для укрепления обороны и устойчивости. Я считаю, что это главное. В целом растет понимание того, насколько важен Тайвань. И именно поэтому люди также следят за тем, что происходит с войной в Украине. С одной стороны, мы не хотим принимать ничего как должное. Должен быть мир, обеспеченный силой. Но мы должны готовиться к худшему сценарию».
Успехи России в войне против Украины могут вдохновить Китай
За войной РФ против Украины следят и на Тайване — об этом часто говорят в СМИ, это обсуждается и дискутируется.
Тайвань также оказывает помощь Украине через европейских партнеров. Поддержка России со стороны Китая вызывает на Тайване обеспокоенность, учитывая и тот факт, что если России всё сойдет с рук, это может воодушевить Китай на аналогичные действия против Тайваня, — отметили в МИД Тайваня.
«Нас беспокоит то, что если военные действия завершатся результатом, который будет интерпретирован как победа России, то это может подтолкнуть Китай сделать то же самое здесь и начать вторжение на Тайвань», — признает заместитель министра иностранных дел Тайваня Франсуа Ву Чи-чун.
Тайвань продолжает увеличивать расходы на оборону, и в Тайбэе часто звучит фраза «согласно стандартам НАТО». Тайвань планирует к 2030 году увеличить расходы на оборону до 5 % от ВВП. Важность региона признает и НАТО, на что в октябре указал генеральный секретарь альянса Марк Рютте.
«Евроатлантический и Индо-Тихоокеанский регионы нельзя рассматривать как два отдельных региона. Они взаимосвязаны, так как Северная Корея, Китай и Иран поддерживают войну России. Не будем наивными в этом вопросе. И мы знаем: если Китай предпримет что-то против Тайваня, вероятнее всего, Си Цзиньпин заставит Путина выступить против НАТО. Поэтому мы должны быть готовы», — предупредил Рютте.
Китай может попытаться захватить власть на Тайване изнутри
В Тайбэе мы встретились с исследователем Латвийского института внешней политики Даной Дудой. Она уже несколько лет живет на Тайване, а до этого много времени провела в Китае.
Дуда указывает на то, что Китай учится у России и в целом действует в отношении Тайваня очень похоже на то, как Россия действует в Европе. Вероятность военного конфликта на Тайване она оценивает как высокую, но не в ближайшее время.
«Вероятность велика, но это определенно не произойдет здесь и сейчас. Для [Китая] это долгосрочный проект, который практически реализуется уже сейчас, только не в форме кинетической войны, как мы привыкли представлять войну.
Это гибридная война: миссии по перерезанию кабелей, дезинформация, пропаганда, культивирование каких-то местных агентов. Когда ты пытаешься не вторгнуться с танками и мечами, а перехватить власть изнутри», — рассуждает Дуда.
С этим согласен и Пэйсюэ Се, исследователь Тайваньского института исследований национальной обороны и безопасности, где изучают вопросы моделирования войн, гонки вооружений и геополитики.
Он также отмечает, что Китай уже сейчас осуществляет военную активность на море и кибератаки. Часто упоминается 2027 год, так как в следующем году исполнится сто лет со дня основания вооруженных сил Китая (Народно-освободительной армии Китая). Однако трудно сказать, действительно ли и когда именно может возникнуть угроза военного вторжения. Сначала применяется «мягкий подход», указывает эксперт, напоминая пример времен гражданской войны в Китае.
«В то время, когда коммунистическая армия шла на Пекин, мэр столицы просто сдался без боя. Потому что вся его команда была попросту скомпрометирована и инфильтрована представителями Коммунистической партии.
Поэтому один из самых пугающих сценариев — это политический шпионаж, местные коллаборационисты, агенты влияния Китая в сочетании с небольшой военной операцией. Это сценарий, вызывающий наибольшую тревогу», — заключает Пэйсюэ.
Возможный удар по Тайваню расценивают как прелюдию к Третьей мировой войне
Эксперт также предупреждает: вооруженная инвазия Китая будет иметь не только масштабные последствия для мировой экономики.
«На мой взгляд, это был бы лишь один из аспектов. Если Китай действительно вторгнется на Тайвань, это, возможно, можно будет считать прелюдией, вступлением к Третьей мировой войне. Потому что через десять-пятнадцать лет, когда люди оглянутся на историю, они скажут: «О, 2022-й и, возможно, 2026 год были прелюдией к Третьей мировой войне».
Так же как в свое время Великобритания и Франция не смогли помешать немцам оккупировать Чехословакию, затем Польшу, и началась война. Это не только экономические последствия. Изменится и вся мировая политическая структура».
Поэтому Тайвань в последние годы укрепляет оборону — как вооруженные силы, так и гражданскую устойчивость. Аналогично Латвии.
«Наша латвийская реальность и реальность Тайваня — это как два параллельных мира. Всё, с чем мы сталкиваемся в связи с гибридной войной России, происходит и здесь. Поэтому тайваньцы очень заинтересованы в том, чтобы учиться тому, как мы боремся с кибератаками, как мы боремся с дезинформацией», — объясняет исследователь Латвийского института внешней политики Дана Дуда.
В настоящее время главным фактором, удерживающим Китай от военных действий против Тайваня, по-прежнему остаются США. Тайваньские эксперты отмечают, что выгодным моментом для Китая стало бы снижение фокуса внимания и присутствия США в Тихоокеанском регионе, и это одна из причин, почему Китай продолжает поддерживать Россию в войне в Украине.
КОНТЕКСТ:
Остров Тайвань с населением 23 миллиона человек расположен примерно в 180 км от материкового Китая.
Китайская Народная Республика (КНР), или коммунистический Китай, считает Тайвань неотъемлемой частью своей страны, но Тайвань с этим не согласен и настаивает на своем суверенитете.
Корни конфликта уходят в события после Второй мировой войны, когда в Китае бушевала гражданская война, закончившаяся в 1949 году победой коммунистов во главе с Мао Цзэдуном и провозглашением КНР. Правительство китайских националистов нашло убежище на Тайване и провозгласило Тайбэй столицей Китайской Республики. С тех пор коммунистический Китай стремится подчинить Тайвань своему контролю, но Тайвань отказывается подчиняться этим требованиям.
Пекинские коммунисты предупреждают, что в случае необходимости готовы решить «тайваньский вопрос» с помощью военной силы.
Независимость Тайваня на данный момент официально признали только 12 государств: в основном это островные государства Тихого океана и страны Латинской Америки, а также Ватикан.
