Он практически не появлялся на театральных премьерах, жил в уединении под Ригой, но тем не менее все театралы знали его имя. 3 сентября в возрасте 74 лет скончался Валентин Мацулевич, официальную биографию которого плотнее всего связывают с работой в Валмиерском театре.
Именно в этот период (1983-1992) появились его постановки в Валмиерском тетре — «Играл я, плясал Райниса» (1981), «Любовь сильнее смерти» (1983) Райниса, «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана (1985), «Даугава» Райниса (1988), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1989), «Блудный сын» Рудолфа Блауманиса (1990) и другие.
Но биография режиссера на самом деле намного шире официальных сообщений. Достаточно сказать, что он учился в ГИТИСе у великой Марии Кнебель, которая работала еще со Станиславским. «Это человек, который передал профессию режиссера из рук в руки!», — говорил он LSM+ четыре года назад в мае, когда удалось созвониться с отшельником в мае 2020 по случаю его семидесятилетия.
Тогда режиссер сказал, что с театром он «завязал». «То, что меня тревожило, современных деятелей театра совершенно не волнует, а я уже оттревожился!».
Но напомним, что кроме Валмиерского театра режиссер работал в 1982-1983 в московском театре на Малой Бронной, где был режиссером-стажером под руководством великого Анатолия Эфроса. В 1992-1996 годах стал художественным руководителем Рижского Молодёжного театра, который вскоре переименовался в Новый Рижский театр под руководством Алвиса Херманиса. В 1996-2001 годах являлся художественным руководителем Даугавпилсского театра.
Последнее официальное место работы находится вне Латвии — в 2008-2009 годах был главным режиссером Гродненского областного драматического театра в Беларуси.
После чего работал до 2011 года в качестве независимого режиссера, а затем ушел в тень. Он вообще был в тени своих постановок и артистов, и удивительный факт — практически нет его живых фотографий во время премьер, театральных тусовок, репетиций. Хотя, повторим, все знали о существовании такого неординарного режиссера.
«Думаете, работы нет? Нет, она есть, но мне не по духу та атмосфера, которая царит в современном театре. Я, понимаете ли, не работник шоу-бизнеса, с которым зачастую современный театр себя связывает. Из сегодняшнего театра, на мой взгляд, ушли мораль и этика, о которых писал великий Станиславский. Боюсь, что современные артисты не то, что о книгах Станиславского, но даже такой фамилии не слышали. Сейчас я вне Риги, здесь мало людей, а если за день пройдут три-четыре человека, то считай, что это толпа».
Выражаем глубокие соболезнования близким и поклонникам Валентина Мацулевича.
