Знаете ли вы?
В цикле Латвийского радио 3 «Vai zini?» культурологи, историки и другие эксперты объясняют различные термины, рассказывают об интересных артефактах и необычных идеях.
Над сценарием и режиссурой фильма «Уходя на войну» (1920) работал Вилис Сеглиньш, операторами были Карлис Карклиньш и Аугустс Розитис, музыку написал Александр Валле. В фильме снимались Алфредс Амтманис-Бриедитис (хозяин хутора Эрглис Алфредс Озолиньш), Людмила Шпилберга (его жена Мария), М. Комиссар (их сын Эдиньш), Алексис Миерлаукс (старый хозяин), Берта Румниеце (бабушка), Янис Германис (Петерис, юноша из Эрглей), Паула Балтабола (Даце), Теодорс Валдшмитс (хозяин хутора Старпы) и Лилия Эрика (сестра милосердия).
Фильм состоял из трёх частей, однако его точная продолжительность неизвестна — предположительно от 45 до 60 минут.
К сожалению, ни «Уходя на войну», ни другие латвийские игровые фильмы начала 1920-х годов не сохранились. Сегодня мы знаем о них в основном по публикациям того времени, архивным документам, фотографиям и другим визуальным материалам.
Утраченная история — в новом кино
Примечательно, что сегодня исчезнувшую историю латвийского кино можно увидеть и в новых фильмах. Картина режиссёра Сигне Бирковой «Лотос» (2025) — это смелая и визуально насыщенная фантазия о Латвии начала 1920-х годов. В фильме действуют как вымышленные персонажи, так и реальные исторические фигуры — среди них и режиссёр фильма «Уходя на войну» Вилис Сеглиньш в исполнении Вилиса Даудзиньша.
Хотя Биркова трактует становление латвийского кино достаточно свободно и помещает в центр повествования вымышленную немецкую аристократку Алису фон Тротту, атмосфера эпохи — хаоса, лишений, но одновременно больших идей и надежд — передана в фильме убедительно. Это позволяет ощутить, какой смелости и предприимчивости требовало создание первой латвийской игровой картины.
Фильм своего времени
Сегодня мы, вероятно, отнесли бы «Уходя на войну» к историческому жанру, однако в 1920 году это был рассказ о современности. В центре сюжета — крестьянская семья и хозяин хутора Эрглис (Алфредс Амтманис-Бриедитис), призванный в латышские стрелки во время Первой мировой войны, а затем ставший офицером Освободительной войны — героем, приравненным в фильме к Лачплесису. Так в латвийском кино зародилась традиция Лачплесиса как прототипа героя.
В картине присутствовали и мелодраматические линии — любовь, ревность, верность, самопожертвование, возможно, и тема отношений между поколениями. Всё это воплотили самые любимые и известные актёры латышского театра того времени.
Кино как убежище
Когда в 1919 году возникла идея фильма, Латвия была разорена войной и оккупациями. Кино стало своеобразным убежищем прежде всего для зрителей. Представители советской власти, например, отмечали, что люди очень охотно посещают «несерьёзные» кинопоказы и развлекательные представления. Предлагалось либо демонстрировать поучительные фильмы с лекциями, либо закрывать кинотеатры.
Однако кинотеатры были также местом спасения и заработка для музыкантов и актёров. В 1919 году, когда театры были закрыты, директор Grand Kino Карлис Карклиньш пригласил актёров выступать в кинотеатре, где они зарабатывали, играя небольшие сценки — дивертисменты — между сеансами.
Именно актёры варьете при Grand Kino стали исполнителями ролей в фильме «Уходя на войну» — первыми киноактёрами независимой Латвии.
Начало латвийского кино
В 1929 году Карлис Карклиньш, которого сегодня назвали бы продюсером и дистрибьютором, говорил в интервью:
Значительным был вклад и Вилиса Сеглиньша (1882–1961), вернувшегося в Латвию из России и Украины как раз в начале работы над фильмом. За границей он участвовал в съёмках нескольких картин и считался одним из лучших специалистов в стране.
Карклиньш располагал небольшим съёмочным аппаратом, позволявшим снимать лишь 30 метров плёнки. Он вспоминал:
Наследие
После премьеры 9 ноября 1920 года фильм широко демонстрировался по всей Латвии, в том числе летом 1921 года. Оценки в прессе были в целом благожелательными.
Фильм вдохновил единомышленников на создание в 1921 году акционерного общества «Latvju Filma», где были сняты ещё четыре игровые картины. К сожалению, ни одна из них до наших дней не дошла.
