Если воспринимать будуар как просто одну, пусть даже особенную, комнату в доме, она становится эдаким дамским кабинетом, где раздеваются, одеваются и приводят себя в порядок. В будуаре сформировалось особая, в чем-то даже деловая атмосфера, но историк моды не занимается развенчанием женских секретов — он концентрируется на особой красоте одежды, в которую кутались семейные тайны.
Обошлось без голой правды, которая в данном случае вряд ли интересна, — остались наряды, просто другие:,
мудреные кринолины, игривые пеньюары, кружевные подъюбники и расшитые ночные сорочки.
Вспомним интервью обладательницы самой богатой в России коллекции нижнего белья — художника по костюмам Виктории Севрюковой; ее беседа с Катериной Гордеевой получила название «История России в трусах». Там белье выступало как свидетель обвинения — «Единственное, в чем советский человек был честен, — так это в своем исподнем»; следовательно, с помощью верхней одежды он сбивал с толку окружающих. Александр Васильев занялся другим, он не разоблачает — просто показывает, во что было принято прятать и не прятать тело. В таких экспонатах частично одетая воображаемая женщина предстает как обладательница по-новому предъявленного очарования и ее сексуальная энергия по-особому прячется в рукотворные кружева. Дамские доспехи, обеспечивавшие грудь, талию и семенящую походку, здесь подаются без подтекста о социальной несвободе женщины, которой без служанки ни одеться, ни раздеться: мода —
клетка добровольная, и в ней должно быть хорошо.
- Выставку «Будуар. То, о чем не говорят» (Buduārs. Tas, par ko nerunā), сформированную из коллекций Александра Васильева и рижского Музея моды, можно посмотреть в залах музея по ул. Грециниеку, 24.
