— Россия, продолжая войну в Украине, неоднократно угрожала Западу потенциалом своего ядерного арсенала — отчасти для того, чтобы удержать Запад от оказания большей поддержки Украине. С точки зрения НАТО, каков наилучший способ реагировать на эти российские угрозы?
— Я склонен с вами согласиться: часть ядерной риторики России, которую мы слышим на протяжении последних трех лет, действительно направлена на попытку удержать Запад от оказания поддержки Украине. Мы слышим это довольно часто.
И речь идет не только о заявлениях. Россия также распространяет различные изображения в интернете и подает другие сигналы — в том числе через сотрудничество с Беларусью. Нам необходимо все это анализировать, внимательно слушать, что говорят российские представители, и при этом продолжать оказывать поддержку Украине и защите ее государства.
— По сути, чтобы дать понять Москве, что в случае применения любого вида ядерного оружия НАТО ответит на том же уровне?
— Для эффективного сдерживания необходимы как минимум три вещи, которые мы должны обеспечить.
Прежде всего это действенные военные возможности — наши ядерные силы. У некоторых членов альянса есть самолеты двойного назначения. Это истребители, способные выполнять «ядерные» задачи, и обученные соответствующим образом пилоты. Мы ежегодно проводим учения. Steadfast Noon — это наши регулярные учения по ядерному сдерживанию с использованием авиации. Россия и другие страны мира это видят и понимают, что мы способны эффективно выполнять такие миссии.
Однако за военными возможностями должен стоять политический процесс — принятие решений, готовность и воля использовать эти возможности, если нам когда-либо придется это сделать. Это может быть кризисная ситуация, когда необходимо дополнительно усилить сдерживание, или, в худшем случае, конфликт.
Мы должны быть способны убедить потенциального противника никогда не переступать порог применения ядерного оружия.
Важной частью является и коммуникация — разговор об этом. Потенциальный противник должен видеть, на что мы способны, и слышать нас, когда мы используем определенный язык, чтобы дать понять: эту черту переступать нельзя.
— Надежность ответа НАТО — как вы считаете, в глазах Кремля она достаточно высока, чтобы удержать Россию от использования ядерного оружия? И в целом насколько вероятно, что Россия может применить тактическое или стратегическое ядерное оружие в Украине или где-либо еще?
— Вы затронули несколько разных вопросов.
Во-первых, надежны ли российские ядерные силы? Я бы сказал, что да, вероятно, они надежны. Ядерные державы вкладывают значительные средства в модернизацию своих сил.
Что касается надежности угроз — это во многом зависит от конкретной ситуации. В нынешней обстановке безопасности мы предприняли ряд шагов: обновили нашу политику, пересматриваем планы, обеспечиваем согласованные действия во всем, что касается преобразования наших конвенциональных оборонных сил. Мы проводим учения и хорошо понимаем, как устроен процесс принятия политических решений и согласования между союзниками.
И мы об этом говорим. Проводим такие интервью, используем разные способы коммуникации — не только с жителями стран альянса, но и с потенциальными противниками и более широкой аудиторией. Наши возможности надежны, и мы ясно говорим о том, что может потребоваться в рамках ядерного сдерживания. Все эти факторы в совокупности имеют значение.
— Часто говорят о «ядерном зонтике» со стороны союзных ядерных держав. Распространяется ли этот «ядерный зонтик» также на Латвию и другие страны Балтии? И каким образом?
— Он распространяется на все 32 страны — члена НАТО.
И принципиально важно то, что даже страны, которые сами не обладают ядерным оружием, участвуют в процессе принятия решений.
Это одно из ключевых преимуществ членства в НАТО. Единство — наша главная сила. Все страны представлены и имеют возможность участвовать в формировании политики. Государства могут поднимать вопросы, вызывающие внутриполитические опасения, после чего союзники собираются вместе, чтобы достичь единства и двигаться вперед.
В основе ядерного сдерживания НАТО лежит ядерное оружие США, размещенное в Европе.
Так было на протяжении десятилетий. Соединенные Штаты последовательно демонстрировали четкую приверженность безопасности союзников благодаря своим масштабным возможностям ядерного сдерживания. Это не изменилось и не менялось десятилетиями.
При этом это не решение, которое США принимают в одностороннем порядке. Соединенные Штаты взаимодействуют с другими союзниками, и все страны участвуют в политическом процессе, чтобы достичь консенсуса и понять, как дальше адаптироваться к меняющейся обстановке безопасности.
— Политические послания важны для надежности сдерживания. Однако президент Трамп обвинил Россию и Китай в том, что они тайно проводят подземные ядерные испытания, что у многих вызывает ассоциации с Холодной войной. Он также заявил, что дал указание Пентагону начать сопоставлять ядерные испытания с другими державами. Может ли это привести к спирали, которая вернет мир в эпоху ядерных испытаний времен Холодной войны?
— Хотя я американец, я не уверен, что мне следует это комментировать, поскольку это вопрос, относящийся прежде всего к Соединенным Штатам. Однако он, безусловно, заслуживает внимания.
Самое важное, на мой взгляд, заключается в том, что США, а также Великобритания и Франция как ядерные державы взяли на себя обязательство обеспечивать, чтобы их силы ядерного сдерживания оставались безопасными, защищенными, эффективными и надежными. В НАТО мы используем те же критерии — безопасные, защищенные, эффективные и надежные.
Если союзные ядерные державы принимают решения о том, как обеспечить эти характеристики своих ядерных сил, важно оставить такие решения за ними. Разумеется, в рамках альянса будут проходить консультации и обсуждения, однако это не тот вопрос, который мне следовало бы комментировать более широко.
— Возвращаясь к России и ядерному оружию: примерно год назад, в том числе со стороны правительства США, звучали обвинения в том, что Россия разрабатывает программу размещения ядерных боеголовок на спутниках на орбите Земли. Каково мнение НАТО о размещении ядерного оружия в космосе?
— Это действительно была тревожная новость, когда в прошлом году появилась информация о том, что Россия, возможно, разрабатывает возможности размещения ядерного оружия в космосе. Мы отслеживали эту тему, и это крайне опасная ситуация.
Размещение такого оружия в космосе было бы чрезвычайно дестабилизирующим шагом. Если бы оно когда-либо было приведено в действие, это затронуло бы практически все объекты, находящиеся на орбите в тот момент. Последствия были бы разрушительными в районе детонации и со временем повлияли бы и на другие спутники и космические системы.
Это коснулось бы почти всех жителей планеты. Каждый использует навигацию, связь, спутниковые технологии. Уже сама идея разработки такого оружия вызывает тревогу — возникает вопрос, зачем вообще рассматривать подобную возможность.
Многие страны подписали Договор о космосе 1967 года, обязавшись не размещать ядерное оружие в космическом пространстве. Этот международный договор и норма против милитаризации космоса должны соблюдаться. Если Россия действительно реализует подобную программу, ее необходимо призывать отказаться от размещения такого оружия. Это было бы дестабилизирующим шагом, не отвечающим интересам ни одной страны.
— Могло бы это также подорвать соглашения по контролю над вооружениями, которые и без того находятся в нестабильном состоянии, в том числе в ядерной сфере?
— Это стало бы еще одним ударом по режиму контроля над вооружениями. Мы уже наблюдали его ослабление. Россия и некоторые другие страны предпринимали действия, которые подрывали этот режим.
Худшим примером, на мой взгляд, остается нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины, начавшееся 11 лет назад и продолжающееся в виде войны сегодня.
Страны, стремящиеся изменить основанный на правилах международный порядок, фундаментально иначе смотрят на мир, чем Запад. Мы же пытаемся сохранить мир и защитить международные нормы. Соглашения по контролю над вооружениями, закрепленные в международном праве, — хороший пример ответственного поведения и сотрудничества между государствами.
В наших интересах нет действий, которые подрывают или дестабилизируют международный порядок. Поэтому мы стремимся сохранять его там, где это возможно, и искать точки соприкосновения.
Честно говоря, это могло бы стать возможностью для диалога, в том числе с Китаем. Китай активно осваивает космос и стремится стать ведущей космической державой. Он также не был бы заинтересован в размещении Россией ядерного оружия в космосе — как и Индия, и многие другие страны. Поэтому необходимо продолжать диалог и дипломатию там, где это возможно, чтобы укреплять международный порядок, режим контроля над вооружениями и все то, что на протяжении десятилетий помогало сохранять мир.
