Проходя мимо этой галереи-витрины, которая работает круглосуточно, прохожие оглядываются. Вроде бы инсталляция с подсветкой, а свет в темное время года привлекает уже сам по себе. Однако, как и положено в актуальном современном искусстве, здесь все загадочно и неоднозначно.
Можно присесть на обустроенную с недавних пор скамеечку напротив галереи и изучить все подробно — благо, владелица галереи Астрида Риньке, обитающая в рабочие часы в маленькой комнатке галереи, предоставила LSM+ объясняющий материал на двух листах.
Но прежде всего заметим, что Криш Салманис — один из самых известных мастеров своего поколения. Кстати, сын выдающегося сценографа Латвийской Национальной оперы Юриса Салманиса, ушедшего из жизни в сентябре этого года. На счету 48-летнего Криша, принимающего участие в выставках с 1996 года, много наград, инсталляций, проиллюстрированных книг и текстов о современном искусстве.
Перед нами за стеклом (но при желании можно войти и внутрь) десять элементов, создающих инсталляцию. И каждый имеет свой особый смысл. Здесь «Корень зла» (ножи в цветочном горшке), выцветший дорожный знак, композиция «Песня» (пять ламп, которые включаются одна за другой во всевозможных комбинациях), работа «На уровне глаз» (алюминий, электроника и… жидкость для мытья посуды)…
Как и положено, самый загадочный элемент — пятый (вспоминается фильм «Пятый элемент»), у которого длинное и вполне разноцветное название: «Прусский синий, индийский желтый, неаполитанский желтый, французский синий, венецианский красный, турецкий синий, индийский красный, французский коричневый, английский красный, японский красный, восточный синий, ганзейский желтый и латышский серый». Хотя, казалось бы, перед нами белоснежное полотно — на самом деле фанера с масляной краской на ней и с использованием венецианского скипидара и гарлемского сиккатива (это вспомогательное вещество, которые вводится в масляные краски для ускорения процесса «высыхания»). Рядом еще и пила.
Углубляем эксперимент — далее идут «Сквозняк» из стали, «Букет из пены» (искусственные цветы и алюминий), «Черное море» (резина и органическое стекло), «Аэрозоль» (композиция из металла в виде облачка) и, собственно, «Горизонт» — прямая полоса в центре, являющаяся деталью окна.
Перед нами горизонты разностороннего творчества, в котором используются самые разнообразные и порой неожиданные материалы. А все в целом — искусство, которое првилекает прохожих и заставляет задуматься тех, кто знает, что горизонт тот недостижим, как и бескрайни горизонты творчества.
Открыто до 19 декабря.
