● Это — авторская русская версия текста.
Авторську версію українською можна прочитати тут.
Tulkojums latviski pieejams šeit.
Работа гидом означает постоянное совершенствование, пополнение знаний, постоянный диалог и анализ вопросов, которые задают посетители. «В этом блоке могут спросить одно, в этом — другое. Я это все замечаю и стараюсь быть готовой. Нужно обновлять информацию, читать, изучать. К нам ведь на туры приходят люди со всего мира, и потому неплохо иметь примеры из мировой истории, которые помогли бы выстраивать с ними диалог».
То ли я выбрала историю, то ли она выбрала меня
Маленькой Виктория любила читать. Родители книги и чтение вообще уважали и всячески способствовали тому, что и дочь полюбила это занятие. Сколько Виктория себя помнит — все время читала и интересовалась историческими событиями: «Родители — инженеры, я одна пошла в гуманитарные науки.
История — моя любовь и теперь уже 15 лет как профессия.
То ли я историю выбрала, то ли история выбрала меня, но в результате я училась на историческом факультете».
Образование Виктория получала в одном из лучших ВУЗов Украины — Харьковском национальном университете им. В. Каразина: «Еще студенткой, начала работать. Я и преподавала, и со школьниками занималась на курсах подготовки к сдаче экзаменов. А на начало войны работала в музее истории при университете. В Латвию я приехала, уже имея большой опыт».
К слову, на сайте Харьковского университета им. Каразина говорится, что ежегодно музей посещает более 4000 студентов, школьников, участников международных конференций, харьковчан и гостей города. Вероятнее всего, это довоенные данные и сейчас наверняка посетителей меньше: хотя университет и работает, студенты там учатся преимущественно дистанционно или в смешанном формате.
У историков нет шансов на статичность
История — наука живая, динамичная и постоянно развивающаяся, и те, кто занимается ею, не имеют шансов оставаться статичными. Виктория такая и есть — постоянно в движении: читает и изучает новые издания, участвует в профильных конференциях, презентациях, разнообразных мероприятиях и проектах. Она также замечает, что
в связи с войной у «рядовых» украинцев повысился интерес к собственной истории.
Как это рост измерить точно, правда что, непонятно: «Знаете, мне сложно отследить подобные вещи более скрупулезно. Надеюсь, что этот интерес существенный. Ведь знание истории — это и уровень образованности. Мы должны знать, как строилось наше государство, мы должны знать также и основные тенденции мировой истории. Это как раз то, что помогает понять, что происходит сейчас, осознать причинно-следственные связи для понимания современного мира и прогнозирования будущего».
На работу в Музей оккупации Латвии Виктория пришла летом 2022 года. Это ее первое и единственное рабочее место в Латвии. Я знаю немало случаев, когда еще в 2022 году латвийские работодатели буквально создавали рабочие места специально «под украинцев». Спросила Викторию, не было ли так и у нее.
«Думаю, что нет, это не мой случай. Приехав весной, я стала рассылать CV в разные организации в Риге. Понимала, где бы я могла, что называется, пригодиться, и хотела быть полезной. Ходила на собеседования… Вот через резюме и собеседование в меня и приняли на работу Музее оккупации. Хотя, несомненно, коллектив Музея пошел мне навстречу».
Коллеги, которые вдохновляют
О сотрудниках музея Виктория отзывается очень тепло, рассказывает, какие коллеги дружные и отзывчивые: «Здесь я нашла единомышленников и друзей. Мое богатство — люди, понимание того, что мой коллектив дает мне вдохновение просыпаться и идти на работу. Я чувствую поддержку, и я за нее очень благодарна».
Языки, на которых Виктория ведет туры — преимущественно английский и украинский. Поэтому и ее группы экскурсантов, соответственно, иностранцы или земляки-украинцы. Для украинцев, объясняет Виктория, есть возможность посетить экскурсию и прослушать аудиосопровождение на своем языке. Для детей придумали специального мишку, который поможет маленьким посетителям в доступной форме понять, о чем речь.
Историю Латвии Виктория изучала до того, как приступить к работе и продолжает изучать до сих пор: «Этот процесс не заканчивается. Это нормально для историка. Бывает, посетители спрашивают какие-то подробности о Латвии, которые я могла бы знать, если бы жила здесь до 2022 года. К примеру, что изменилось за последние 10 лет в политике, в социальной сфере или в повседневной жизни. Отвечаю, что я из Украины и оказалась в стране в 2022 году, потому провести анализ, опираясь на собственный опыт, не смогу. Вообще на том,
что я украинка, стараюсь не акцентировать внимание. Но если что-то спрашивают об Украине, конечно, отвечаю».
Латышский у Виктории уже на уровне А2, и она продолжает изучать язык дальше. Работой очень дорожит работой и постоянно совершенствуется во всем, что касается профессиональной деятельности: «Постоянно общаюсь с коллегами об исторических и современных событиях в Латвии. И в самом музее очень много образовательных проектов, я стараюсь принимать в них участие».
Параллели и «было бы, если бы»
Нередко возникает вопрос об исторических параллелях между двумя странами, Украиной и Латвией.
Виктория на него отвечает так: «Конечно, параллели проводить можно. Или обобщения. Или находить различия. Украина и Латвия в начале ХХ века боролись за независимость, но
Латвия с 1918 по 1940 г. действительно была независимой страной, а Украина, к сожалению, свою борьбу проиграла
(). В одном случае история пошла одним путем, во втором — совершенно иным. С параллелями нужно быть очень осторожными. Если мы захотим найти что-то общее, мы, с высокой долей вероятности, найдем. Но
всегда нужно обращать внимание на детали. События могут иметь сходства, но никогда не будут одинаковыми.
Понимаете?» И, неожиданно рассмеявшись, добавляет: «Это во мне говорит нудный историк».
Любимая часть тура Виктории та, где посетители могут задавать вопросы гиду. Спрашивают — значит, интересуются: «Этот момент обратной связи в туре — он для меня самый ценный. Я говорю людям — мы из разных стран. Многое для нас будет даже звучать странно — аббревиатуры, названия, не говоря уже о каких-то исторических фактах. Мы будем вместе говорить, переводить, выяснять и так будем узнавать что-то новое для себя. Вопросы могут быть и философские, и предметные, и разъясняющие».
…Потом мы долго говорим об истории борьбы Украины за независимость, и Виктория замечает:
«Нужно избегать мыслей — “а как бы могло быть, если бы…?” История не любит сослагательных наклонений.
Теперь, когда мы столкнулись с войной, с несправедливостью, с таким горем, мы должны сделать выводы, определить причинно-следственные связи. На каждом из нас лежит ответственность за то, какой будет наша история дальше. Вспомните всем известную фразу — “Не знающий своего прошлого не имеет будущего”. Большой демократический мир — это то направление, куда Украина, независимая страна, двигается, борясь за свою независимость и за свой путь».
