Эта книга появилась действительно в результате чуда. Через двадцать лет после трагической смерти режиссера (утонул в озере Звигрзду в июне 1992 года) в старом доме его родственников был обнаружен огромный архив Юриса: многолетние дневники, которые он вел с юности, семейные фото, кинопленки, фотографии со съемочных площадок. Архив поступил в студию Юриса Подниекса, руководимую его коллегой Антрой Цилинской. Известный киновед Агрис Редович подготовил публикацию дневников режиссера.
«Эта книга — только половина проделанной работы, — сказал господин Редович. — В первом томе записи Юриса, начиная с 1975 года. В тот год родился его сын Давис и вышел фильм Герца Франка «Запретная зона», где Подниекс был оператором. Заканчивается том дневниковыми записями о работе над фильмом «Созвездие стрелков», когда ему было тридцать лет. А впереди еще два тома. Этот бесценный архив мне подарила жена Юриса Элга, с которой я имел честь вместе изучать философию. Она сказала, что больше ничего нет, это единственное, что сохранилось. Когда Анна Видулея и Антра Цилинска работали над фильмом о Подниексе, они также использовали его семейные книги за несколько лет. И тут Анна сказала: «Может быть, тебе интересно, ты сможешь что-то с этим сделать?» И я с удовольствием над этим работал больше двух лет».
Итак, эта книга — половина того, что было сделано. Другая половина — это заметки Юриса о фильме «Легко ли быть молодым», и третий том — работа над сериалом «Мы». Как сказала LSM+ Антра Цилинска, есть надежда, что вскоре свет увидят и последующие записи выдающегося кинодокументалиста.
«Я думаю, главное, что можно почерпнуть из этих записей — это то, что в них очень ясно видно, как растет его творческое самопознание, как он требует большего от оператора, становится режиссером и становится им очень убедительно. И еще один вывод из этой книги: в ней целое море честности. Это редкое качество сегодня, в наше время неопределенности. Именно честность Юрис, очевидно, унаследовал от своего отца, знаменитого радиоведущего Бориса Подниекса».
Во время презентации выступили патриарх латвийской кинодокументалистики Ивар Селецкис, а также легендарный кинорежиссер Лайма Жургина, с которой не раз работал Подниекс. Лайма рассказала мистическую историю, как во время одной из поездок с Юрисом ему нагадали, что он не доживет до пятидесяти лет… Юрис ушел под воду в 42.
В книге упоминается и выдающийся латвийский кинорежиссер Евгений Пашкевич, который учился с Юрисом в московском ВГИКе.
«Помню, приехали в Москву на экзамены, — вспоминает Евгений. — Юра, как состоятельный человек, банковал и приобрел три бутылки портвейна. Мы расположились за могучими спинами изумительного памятника и приступили, скажем так, к философским беседам. Интересно, что в том возрасте, когда мы только входили в кино, мы даже о девушках не разговаривали. Говорили только о кино. Это было другое, очевидно, поколение. Яростно, страстно мы хотели чего-то серьезного достичь в документальном кино. И нам повезло: ведь когда мы начали свою карьеру в кинохронике, нас окружали, не побоюсь этого слова, великие мастера европейского и мирового уровня. Их было человек семь-восемь, не меньше. Найдя в Юре благодарного слушателя, я как птица начал петь, развивать всякие идеи по поводу, каким оно должно быть, документальное кино, как бы его получше сделать. Вот и все».
