Русский
php

СЗК еще не решил, как быть — депутат о пересмотре выхода из Стамбульской конвенции

«Нам предстоит оценить дальнейший ход действий. Завтра утром состоится заседание фракции. Президент воспользовался своим правом вернуть законопроект. Оценивая аргументацию по вопросу о конвенции, мы не видим, чтобы этого было достаточно для того, чтобы изменить нашу позицию. Но это может немного снизить напряженность в обществе, которая есть сейчас, разделив общество на фронты «за» и «против». С этим мы согласны, но еще не приняли окончательного решения относительного того, какую процедуру пересмотра мы поддержим». 

В партии склоняются к тому, что было бы разумнее решить этот вопрос сейчас, но есть своя логика и в том, чтобы оставить решение вопроса следующему созыву Сейма, сказал Рокпелнис. 

«Мне кажется, что следующие выборы действительно будут по сути референдумом, на котором позиция общества по вопросу ценностей будет четко выражена», — считает он.

Решать ли окончательно судьбу участия Латвии в Стамбульской конвенции в этом созыве Сейма, по словам политика, «вопрос довольно сложный». Это СЗК решит для себя завтра, на заседании фракции. Предстоит оценить то, что говорят другие партии и какова будет общая позиция парламента. На данный момент «зеленые крестьяне» не видят причин менять свою позицию и по-прежнему готовы поддержать денонсацию конвенции. 

Ранее Арманд Краузе заявил, что позиция партии по вопросам пола остается неизменной: в Латвии не должно быть введено понятие третьего пола, прозвучалов  передаче. На вопрос, что это означает и какие изменения куда надо внести, чтобы в СЗК поддержали конвенцию, Рокпелнис сказал: 

«В ходе политических консультаций, которые состоялись  после голосования в Сейме на прошлой неделе, была озвучена идея, что Латвия как национальное государство может обратиться к Совету Европы с призывом внести поправки в спорные пункты конвенции, касающиеся, например, социального гендера, а также введения этих норм в учебную программу. Если бы эти пункты были исключены из конвенции, то в целом мы бы не видели проблемы, и мы также были бы страной, которая поддерживает конвенцию и выступает за борьбу с насилием. Потому что проблема, как верно упомянул господин Краузе — эти идеологические противоречивые пункты, а не борьба с насилием по сути. Эти пункты есть в тексте самой конвенции, если я не ошибаюсь, это пункт 3с, 4-й и 14-й». 

Возможно ли технически принять Конвенцию в другом варианте? По убеждению Рокпелниса, нет: 

«Тогда это был бы вопрос всего Совета Европы, поскольку конвенция — международный документ, принятый и утверждённый Советом Европы. Это был бы вопрос, который должен решаться на международной арене. Мы прекрасно знаем, что и в других странах были похожие дискуссии по поводу тех же пунктов. Этот вопрос был актуален и в Польше. Ну, Польша, видите ли, хоть и консервативная страна, но конвенцию ратифицировала, да — но Польша также начала процесс оценки этой конвенции в своем конституционном суде и уже была на пути к выходу из нее, который нынешнее правительство остановило.

Эти дискуссии о том, оставаться в конвенции или выходить из нее, все еще живы и актуальны в разных европейских странах, так что, возможно, есть также возможность изменить текст конвенции на международном уровне и снять эти спорные вопросы».

Как писал LSM+,  30 октября парламент во втором, окончательном чтении принял закон о выходе Латвии из Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием против женщин и в семье — так называемой Стамбульской конвенции. Вечером 29 октября тысячи противников выхода из Стамбульской конвенции собрались у здания Сейма на демонстрацию. Призыв к президенту Ринкевичу не провозглашать закон о выходе из конвенции подписали на платформе Manabalss.lv свыше 64,7 тысячи человек — больше всего с начала запуска платформы, и число подписей растет. Президент 3 ноября объявил, что направляет закон на повторное чтение в парламенте.  По мнению главы государства, это решение должен пересмотреть следующий созыв Сейма. 

Основная цель Конвенции (полный текст на русском языке — здесь), как следует из названия, — предотвращение насилия в отношении женщин и вообще домашнего насилия как такового, борьба с дискриминацией, поощрение полного равенства среди мужчин и женщин и др.