После 10-дневной смены на передовой в базу возвращается группа операторов беспилотников. Работа «Ланы» — разведка позиций противника, на основании ее данных планируются боевые операции.
«Наша основная цель — спасать жизни нашей пехоты. А чтобы это сделать, приходится уничтожать как можно больше врагов. Честно говоря, я уже сбилась со счета, сколько их было», — говорит «Лана».
Командир подразделения с позывным «Морячок» называет ее «глазами бригады»:
«Разведдрон сейчас делает колоссальную работу. Если с воздуха замечаем движение противника, сообщаем пехоте — и сразу подключаются наши беспилотники, артиллерия и техника, чтобы уничтожить врага».
Плен при помощи дрона
Недавно «Лана» прославилась тем, что сумела взять в плен российского солдата.
«Наши разведчики заметили двоих. Идея попробовать захватить их в плен принадлежала одному из бойцов. Почти одновременно я получила приказ попытаться это сделать. Мы уже были в воздухе с боевым дроном. Один из россиян поднял руки и показывал, чтобы мы не стреляли. Мы переглянулись — вот он, наш «клиент»», — вспоминает «Лана».
Военный просил воды. После короткого обмена записками оператор решила не сбрасывать взрывчатку.
«Вместо этого мы передали ему бутылку воды и написали: «Сдайся и следуй за дроном — может, тебе помогут». Одного удалось вывести. Но второй открыл огонь по дрону и даже попал», — рассказывает она.
«Тут вариантов нет — или сдаешься, или… Первый понял и пошел за дроном. Второй взялся за автомат — и теперь он остался там, на поле», — добавляет «Морячок».
«Наш дрон мы вернули, но того солдата пришлось уничтожить», — говорит «Лана».
Противник тоже наблюдает
Смена закончена, на фронт уже выехала новая команда. На базе тем временем продолжается работа над усовершенствованием техники. Здесь круглосуточно взаимодействуют инженеры и пилоты — связь с дронами поддерживается даже в прямом эфире, когда те находятся над позициями противника. Любая неисправность устраняется сразу.
«Противник тоже за нами следит и перенимает идеи. Поэтому не все можно рассказывать перед камерой. Но идей у нас много, и многие уже работают в воздухе», — отмечает «Морячок».
