В своем офисе архитектор Лапиньш собирает спасенные фрагменты зданий. Каждая деталь — маленькая история, которую он помогает не забыть.
«Есть образцы строительных материалов — изоляция, историческая черепица. Вот из Тукумса, а вот новая, которую сейчас производят. Мы их сопоставляли. Есть и шифер, который долгое время использовался для кровель. Есть профили плинтусов». (Показывает кусочек плинтуса из Рижского замка с выемкой под кабели.)
Одному из старейших экспонатов коллекции 300 лет. Это расписной кафель для отделки печи. Старше — только средневековые кирпичи с рижской улицы Лайпу, XV век. А самым молодым экспонатам чуть больше 10 лет — это фрагменты крыши Национального художественного музея:
«Вначале это был камень! И потребовалось изготовить образец из бумаги, чтобы доказать мастерам, что это можно сделать и из металла. Сейчас так покрыта вся крыша музея. Металлочерепица серая и подходит под весь внешний облик здания».
Необычная коллекция собирается сама. Это неотъемлемая часть работы архитекторов, которые занимаются реставрацией. Они берут все эти материалы с объектов для дальнейшей работы — чтобы установить точный возраст здания или подобрать цвет стен, к примеру.
«Мы используем эти фрагменты как образцы для документации».
И если в офисе у Артура маленькие фрагменты прошлого, то дом Союза архитекторов, который он возглавляет, это уже собрание в масштабе 1 к одному — целое здание как экспонат. Про городскую стену большинство знает. Она была построена аж в начале 1200-х годов. В XVI веке, когда она потеряла свое оборонительное значение, потихоньку обросла жилыми домами. Спрятанной от глаз оказалась не только городская стена, но и одна из башен — башня Юргена. И спрятана она как раз в здании Союза архитекторов.
«Башня Юргена, она же Русская башня, исторически стояла за русской церковью. За моей спиной — улица Алдару, и Русский двор находился по правой стороне улицы. Вместе с церковью. Но место сохранилось, и в этом месте сосредоточена история этой части города».
Вход в здание, где Союз архитекторов, кстати, обитает уже больше 100 лет, тоже был со стороны улицы Алдару. Внимательный прохожий наверняка обращал внимание на замурованный ныне ход. Если не отвлекался на пушки, конечно. Вмурованные в угла дома старинные пушечные стволы, по словам Лапиньша — остроумный способ предохранить здания от разрушений при случайных ударах с улицы: «Таких пушек у нас четыре штуки. Две со стороеы двора, и вот тут одна и дальше еще одна».
И таких маленьких исторических деталей здесь, в здании, очень много. Главное — не пробегать мимо в спешке:
«В стене видна кладка, небольшие крипичи — открыт кусочек, чтобы было понятно, какие стены были в XIV-XV веке».
Внутри дома Союза архитекторов тоже можно видеть участок городской стены. Но не оригинальный. Его построили в 1950-х годах, когда пристроили вторую часть здания. А вот башня Юргена — самая что ни на есть настоящая:
«Часть истории этого здания — оригинальная лестница, которая была в башне Юргена в толще стены. Она шла из подвального этажа на второй этаж. Она сейчас замурована, оставлено ступенек семь-восемь, раньше каждая ступенька еще имела деревянную накладку».
Вообще, находясь внутри, сложно представить что ты в башне: помещение полукруглое, а не круглое. Впрочем, есть детали, которые выдают, что помещение это не совсем простое. Раньше окошко башни было обращено не к городу, а ко рву. И стена там была очень толстой.
Самый торжественный кабинет этого здания — зал заседаний. Все убранство здесь созранилось с 1929 года. Каждая мелочь — хранитель истории, поясняет Лапиньш. Старинная печь доставлена сюда из какого-то другого старинного здания. Как и деревянные двери с фигурной филёнкой, и портал с витыми деревянными колоннами, ведущий в главный зал.
В 20-х годах прошлого века в Риге сносилось много зданий. Работала инспекция управления памятника и спасала исторически ценные детали. Дом архитекторов получил и в дар и сохранил до сегодняшних дней. Особая гордость и самый ценный экспонат коллекции — изразцовая бело-зеленая печь с ручной росписью. Когда-то она была в Крустпилсском замке.
Новая, если можно так выразиться, часть здания — пятидесятых годов прошлого века. Здесь располагается зал торжеств дома Союза архитекторов:
«Это уже сталинское барокко, сталинский ампир. Видите — искусственный мрамор на колоннах, есть детали фриза, оформленные розетками, как и потолок, люстры — всё это сделано ка кединый комплект».
В этом зале потрясающая акустика, говорит Артур. Если во время конференций кто-то в дальнем углу шепчется — слышат все. Идеальное место для концертов.
Историю можно хранить по-разному: в воспоминаниях, в маленьких деталях, в целых зданиях. Главное — чтобы она продолжала звучать.
